
Православная Церковь с глубочайшим благоговением относится к святым и их мощам, потому что святость — это дар Божий, который освящает всего человека, как душу, так и тело. Именно поэтому Церковь почитает не только тела и мощи святых, но даже их одежды, например, пояс Пресвятой Богородицы. Однако возникает вопрос: если в христианской традиции прочно установилась практика погребения усопших в землю, почему же мощи не только извлекаются, но и почитаются верующими?
Что такое святые мощи по учению Церкви?
Святые мощи — это останки праведников, достигших Θέωσις (теосиса, с греч. — обожения), то есть полноты единения с Богом. Тот, кто прошёл этот путь, оставляет после себя мощи, которые сохраняют его духовное и телесное присутствие.
Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Бог оставил нам мощи святых, чтобы их святые кости напоминали нам о добродетели». Святой Иоанн Дамаскин также учил, что Господь даровал нам мощи праведников как источники спасения, которые исцеляют, источают благодатное миро и наполняют окружающий мир ароматом святости.
Но восприятие мощей зависит от состояния души человека. Верующие через них получают Божие благословение, тогда как нечестивые и бесы испытывают страх и бегут от них, потому что ничто так не устрашает тьму, как сияние святыни.
Святость праведников не ограничивается их душой, но простирается и на всё, что их окружало. «Святые угодники освящают каждое место…» — говорит церковное предание. Всё, с чем соприкасался святой человек — его тело, могила, личные вещи — наполняется благодатью. Поэтому христиане с почтением и трепетом относятся к этим святыням, видя в них бесценное духовное наследие.
Христиане верят, что человеческое тело — это не просто оболочка, а храм души, который воскреснет во славе в последний день. В Священном Писании сказано:
«Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» (1 Кор. 6:19).

Именно поэтому в христианстве запрещены кремация и иные способы уничтожения тел, кроме как естественное разложение в земле. Однако Бог может по-особенному прославить некоторых праведников, и тогда их тела не подвергаются тлению, оставаясь нетленными. Это знак особой благодати, который Церковь принимает как свидетельство святости.
В истории Церкви существует множество примеров, когда через столетия после смерти святых их мощи оставались нетленными, источали благоухание или даже мироточили. Эти явления воспринимаются как чудеса, указывающие на присутствие Божией благодати.
Захоронение в земле — это акт смирения перед Божьей волей, однако извлечение и почитание мощей не противоречит этой традиции. Напротив, оно свидетельствует о том, что даже после смерти Господь продолжает действовать через Своих святых. Ведь их тела, омытые подвигами веры и благодатью Божией, становятся сосудами святости, которые Церковь почитает как живую связь между земным и небесным.
История почитания святых мощей
Почитание мощей восходит к первым векам христианства. Ранние христиане собирали останки мучеников и сохраняли их как величайшие святыни. Например, мощи святого Поликарпа Смирнского (умученного в 155 году) были тщательно собраны его учениками и хранились для молитвы. В катакомбах Рима нередко устраивались литургии на гробницах мучеников, что подчеркивало тесную связь живых с подвижниками веры. Эта традиция сохранилась по сей день. Каждая Литургия в храме совершается на антиминсе, в который вшиваются мощи святых.
Византийские императоры также придавали огромное значение святыням. В IX веке мощи святителя Николая Чудотворца были перенесены в Бари, что привлекло паломников со всего мира. Это стало одним из примеров великого почитания святых останков.
Наиболее почитаемые святые мощи
В христианском мире хранятся многие великие реликвии, но некоторые из них особенно почитаемы:


Источник pinterest.com
Мощи святого Лазаря, друга Иисуса Христа — останки праведника, которого Христос воскресил из мёртвых, после чего он стал епископом и проповедником. Хранятся в церкви святого Лазаря, Ларнака, Кипр.

Источник pinterest.com
Глава святого апостола Фомы — череп ученика Христа, прославившегося проповедью в Индии и свидетельством о Воскресении Господа. Хранится в монастыре святого Иоанна Богослова, Патмос, Греция.

Десница святого Спиридона Тримифунтского — рука святого, известного своими многочисленными чудесами. Хранится отдельно от его тела в Риме, а его нетленные мощи — на острове Корфу, Греция.

Источник pinterest.com
Глава святого Иоанна Златоуста — голова великого богослова и учителя Церкви, оставившего богатейшее духовное наследие. Хранится в монастыре Ватопед на Афоне.
Чудеса, связанные со святыми мощами
На протяжении веков мощи святых источали благодать и совершали чудеса. Например, мощи святителя Николая Чудотворца выделяют миро — благоуханное масло, исцеляющее людей. В истории описаны случаи, когда паломники, приложившись к ним, получали исцеление от тяжёлых недугов.
Десница Святого Спиридона Тримифунтского остаётся нетленной, и считается, что сам святой «ходит по миру», помогая верующим. Именно поэтому его обувь, которую меняют раз в несколько лет, оказывается изношенной.
Мощи святой Марии Магдалины, хранящиеся в монастыре Симонопетра на Афоне, остаются тёплыми, как будто принадлежат живому человеку. Паломники свидетельствуют о чудесах исцеления, происходящих при их почитании.
Посему, почитание святых мощей — это не просто традиция, но и живое свидетельство силы Божией, действующей в Его угодниках. Через прикосновение к святыням мы не только чтим память праведников, но и наполняемся их верой, молитвой и благодатью. Эти мощи напоминают нам о том, что святость реальна, а жизнь с Богом продолжается даже после смерти. Они укрепляют нашу веру, поддерживают в трудные времена и напоминают о величии духовного подвига.
Так же, как в древности христиане собирались у гробниц святых, мы сегодня продолжаем эту традицию, ибо мощи остаются живым звеном, соединяющим земную Церковь с Небесной.
Основное фото: flickr.com