Петр Мамонов: «Молитесь за меня» | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Петр Мамонов: «Молитесь за меня»

4766
12 минут
Петр Мамонов: «Молитесь за меня»
Источник фото: rockcult.ru

Два года назад не стало Петра Мамонова. Гениального музыканта, актера театра и кино, прожившего непростую жизнь и пришедшего к Богу.

В апреле ему исполнилось бы 73, но кажется, что жизнь он прожил длинную-длинную. Удивительную своими трансформациями, после которых его слова из интервью растаскивали на цитаты. Он удивлял всех глубиной и жизненными принципами настоящего человека и христианина.


Источник: bryansktoday.ru


Метаморфозы Петра Мамонова

Трансформации происходили и в его киношной жизни, герои менялись. На смену одиозным, ярким, эпатажным образам приходит глубина. Хотя характер остается.

Несмотря на то, что фильмов с участием Мамонова немало, но очень фактурным, самым запоминающимся его образом в кино стала роль в фильме Павла Лунгина «Остров». Где он не просто создал образ, он жил в нем, сжился с ним. И ему не приходилось играть: режиссер просто использовал, как говорится в профессиональной среде, его органику.

Характер его героя – старца отца Анатолия – тоже имеет свои непростые черты. Человек, который во время кровопролитной войны совершает один из самых страшных грехов, и который искупает его всю свою жизнь, обретая смысл в служении Богу. 
 

Кадр из фильма. Фото: rockcult.ru

К моменту сьемки Петр Мамонов оставил шоу-бизнес и не появлялся на сцене. От эпатажности, от черноты жизни, полной греховных зависимостей, он находит спасение в Боге. Вера стала его путеводной звездой, и он постоянно размышлял о вечном. В его словах была проповедь и искупление.

Его киношный герой каждый день, живя в уединенном монастыре, молит Бога о прощении. К нему из разных уголков Советского Союза приезжают люди, которые видят в нем святого.

В фильме зритель видит службу, звучит много молитв. В том числе и покаянный 50-й Псалом Царя Давида – два раза, и один раз – его же 1-й Псалом. 

Фильм как проповедь

Фильм и сам образ отца Анатолия, его воплощение Петром Мамоновым получили много откликов – мало кого он оставил равнодушным. Большинство отзывов – восторженных, но не обошлось и без критики. Хотя касалась она больше идейного содержания. Как бы там ни было, перевоплощение Мамонова зритель высоко оценил.  


Студия Павла Лунгина. Дмитрий Зверев.

Картина для многих стала проповедью. «Вообще фильм похож на икону или даже, вернее сказать, на молитву. Одну большую за нас всех. Признаться, я такой актерской игры никогда не видел. Это настолько гармонично смотрится, что начинаешь почитать как чудо», – оставил безымянный автор комментарий под рецензией к фильму.


Остальные комментарии вторят:

«Ролью старца Анатолия в картине «Остров» Мамонов многих привел к Богу. Можно только руками всплескивать и удивляться, вослед патриарху Алексию II, который воскликнул в беседе с Павлом Лунгиным: «Как же вам удалось это снять!».

Мамонов в «Острове» не играл, а жил и молился. Он умирал в фильме не только по сценарию, он умирал как кающийся грешник. Люди смотрели и оплакивали свои грехи, видя силу покаяния и радость общения с Господом. Было до боли внятно: эта душа вопиет, Петр Мамонов просил у Господа прощения грехов и за героя сюжета, и за себя одновременно. И за нас, за нас, за нас!».


Кадр из фильма «Остров». Сайт Пикабу

Искусство покаяния

В 2007 году фильм победил сразу в шести номинациях премии «Ника», став настоящей сенсацией.

Съёмочная группа, включая режиссера и актеров, делилась деталями сьемок. В своих интервью Павел Лунгин говорил, что при создании фильма его  прежде всего интересовала проблема покаяния, так как, на его взгляд, она является основополагающей в христианстве, в том числе и в православии.

Прототипами главного героя — отца Анатолия, по словам сценариста Дмитрия Соболева, стали Феофил Печерский и Севастиан Карагандинский.

Также многие считают прототипом отца Анатолия одного из наиболее почитаемых старцев Русской Православной Церкви конца XX – начала XI веков Николая Алексеевича Гурьянова.

Остров, на котором происходит действие фильма, снят на полуострове в поселке Рабочеостровск на побережье Белого моря в Карелии. Когда-то там была пересылочная тюрьма и лагеря, а сейчас — могилы новомучеников.


Кадр из фильма «Остров». Сайт Пикабу

Насельник Донского монастыря, иеромонах Косма, выступил в качестве консультанта фильма. С ним познакомил режиссера сам Пётр Мамонов. В первый же день съемок иеромонах провел молебен.


Благословение на роль

Режиссер сразу понимал, что сыграть эту роль может только Петр Мамонов. Он рассказывал о ярком съемочном эпизоде: во время молитвы главного героя по-настоящему заплакал мальчик, играющий одну из ролей.

«Стопроцентный актер не смог бы такое сыграть. Например, шла молитва с экрана. Мы это снимали крупным планом, но сомневались - можно ли это показывать? Нравственно или нет? Но Петя не играл эту роль, он действительно молился. Это были как документальные кадры. От его молитвы пошла сильная энергия - и вдруг, как чудо, заплакал поселковый мальчик, игравший роль больного».

Сам Петр Мамонов признавался, что в начале боялся – мол, не достоин такой роли. Но сомнения развеял его духовный наставник:

«Павел Семенович (Лунгин) позвонил и говорит: «Петенька, без тебя не буду снимать это кино, только ты нужен». Я говорю: «Паш, не-не-не, я это… Что ты, святого старца?..» А потом думаю: а что я своим помраченным разумом решаю? У меня есть духовный отец, наш сельский батюшка, я к нему, говорю: «Так и так, мне – святого старца, а я… вы знаете жизнь мою». Я же исповедуюсь, все. Человек я грешный. Он говорит: «И не думайте, это ваша работа. Вперед!»


Кадр из фильма «Остров». Фото: vperedsp.ru

Специально для сьемок был построен целый монастырь. Декорацию привязали к затопленной деревянной барже, в фильме она тоже есть. Предположительно, она осталась от заключенных и построена в 1920-е годы. Из реальных построек, по воспоминаниям съемочной группы, была только кочегарка. На этом месте, по словам съемочной группы, немцы отправляли людей в лагерь или на расстрел.

Режиссер рассказывал:

«Там были серые причалы из прогнивших бревен, откуда заключенных отправляли в Соловецкие лагеря. Причалы из досок, затонувшая баржа, вокруг которой мы построили декорации, вода, камни – этот пейзаж сыграл в фильме не меньшую роль, чем актеры.

Перед съемками я объехал много знаменитых монастырей: был на Валааме, Селигере, Соловках, но понял, что ни один из них для нас не подходит. Нам нужен был маленький, заброшенный скит, а все современные монастыри — это огромные, обнесенные высокими стенами города. К тому же фильм-то не церковный, он не о монастыре, а о чувстве греха и стыда – главном, что отличает человека от животного».

Отказывался изгонять бесов

После завершения работы над фильмом, церковь, построенную для съемок, освятили и подарили городу. Один из работников съемочной группы в итоге остался жить в этом ските.


Фото: Издание: Дилетант

После съемок к Мамонову иногда подходили люди и обращались как к отцу Анатолию.

За этот фильм режиссер и его команда впервые в истории современного российского кино получили Патриаршую грамоту «за работу во славу Русской Церкви» из рук Алексия II.

Все актеры признавались, что самой тяжелой оказалась сцена с изгнанием бесов. Петр Мамонов даже отказывался в ней сниматься. По окончании он целый день молился несмотря на то, что девушку (сам момент изгнания) для этой сцены снимали отдельно. Лунгин вспоминал:

«Мы с Петей не спали две ночи. Он отказывался сниматься. Надо было снять как-то максимально целомудренно, потому что много насмотрелись в американских фильмах компьютерных изгнаний беса, поэтому мы ушли на природу. Господь помог. И еще замечательная актриса Виктория Исакова. Она сыграла свою бесноватую нежно и точно. Сцена стала кульминацией фильма».

Партнер по фильму, актер Виктор Сухоруков вспоминал:

«Петр Николаевич часто после съемок стучался ко мне в дверь и говорил: «Пойдем проповедь слушать». И мы вместе слушали, потом разговаривали. Мы словно вели какое-то следствие, что можно, а чего нельзя, что правда, что неправда, где чистота, где блеф».

Также он рассказывал, что Мамонов всегда хотел, чтобы все было по правилам, чтобы Церковь не предъявила никаких претензий:

«Я ему все говорил: «Это уже искусство, а не Церковь. Это — игра». — «Нет! Я не допущу этого! Этого не может быть! Мой персонаж так не может себя вести».

В перерывах между сьемками Мамонов шел молиться с монахами. В наушниках у него всегда были проповеди Иоанна Крестьянкина. Дмитрий Дюжев говорил: «Он постоянно находился в этом состоянии – в ощущении и понимании того, о чем мы снимаем кино».

Сам Мамонов вспоминал:

«На съемках «Острова» я должен был ложиться в гроб. Три раза из него выскакивал — не выдерживал. Строгая вещь — гроб: лежишь, стеночки узенькие — и ничего больше нет. Даже Евангелия, чтобы почитать. Что собрал в душе, с тем и лежишь».


Фото: Фото 8 Pravoslavie.ru

Цитаты Петра Мамонова: о вере

– Вера – это все сердце, это когда всюду и всегда Бог. Иногда возникает мысль и хочется сласти, но нельзя. Батюшка на исповеди говорит мне: "Сейчас сладко, потом будет горько". Он мудрый.

– Мы хотим результата, но надо забыть о нем, должен волновать сам процесс, вектор, мотив. Я хочу умягчить свое сердце. Если у меня сердце каменное и не прощающее, значит, я не пускаю свет. Только свет и благодать исцеляют нас, и только это дает нам радость. Если мы будем веровать в это, мы будем делать все возможное, чтобы благодать в нас проникла. Что такое сокрушенное сердце? Это треснувшее сердце, через которое проходит благодать.

– Простота заключается в вере, "не бойся, только веруй". Когда мы преодолеваем трудности и когда нам по-настоящему больно, тогда уходит "Я", эгоизм и поселяется Бог. Что значит "любовь изгоняет страх"? Это не сама любовь изгонят страх, это Бог вселяется в сердце и прекращается страх, потому что Бог есть Любовь. Нас окружают фантомы, мы боимся того, чего нет. Человек способен многое перенести, а с Богом – можно все.

– Был жадным – стал добрым, был пьяницей – стал трезвым, осуждал – перестал, раздражался – перестал. А это ведь 15 лет "долбит", и каждый день, и вся душа в аду. Вот он ад, геенна, не исцеленная за жизнь страсть будет этим огнем.  

– Как говорит преподобный Исаак Сирин "Древо жизни есть любовь Божия". Вся наша жизнь, наши мысли покрыты Божественной любовью. Милость – это любовь. Господи, помилуй, возлюби меня такого, прости Господи и помилуй. Здесь и прощение, и вера, и надежда, и любовь, весь Господь. Все вопросы заканчиваются, когда приходит Господь.


Фото: liveinternet.ru

О гневе

Боровшийся с собственными пороками Мамонов писал:

- Однажды все мне было не так. Приезжаю домой, а там новый кот лохматый, жена пустила. Вот, думаю, бестолочь, – своих 9 человек, а она еще тащит. Кот прыг на стол. Это уж слишком! Хлоп его. Сразу жалко стало. Нагнулся погладить, – кожа да кости, наверное, дачники выкинули, изголодался. Чуть не заплакал. Авва Аммон сказал: «я препроводил 14 лет в скиту, моля Бога денно-нощно, чтобы Он даровал мне победить гнев».

О вечности

 –  Стоишь и как безумный смотришь на эти звезды, и думаешь: «Боже мой, вот завтра умру, и что я скажу Ему?» Как в молитве говорится: если тень твоя так прекрасна, каков же ты сам? Я однажды вошел в дом, думал, сейчас компьютер включу, а электричества не было.

И я оказался в полной темноте. Лягте как-нибудь в темноте, отключите все «пикалки» и задайте себе такой вопрос: кто вы и как вы живете? Я вообще нормальный парень или так себе?

– Тропа у людей одна: мы все уйдем из жизни. Вчера я, двадцатилетний, бегал по улице Горького – и вот уже завтра умирать. Без аллегорий. Страшно ли мне? Страшно. Дело ведь небывалое. Но интересно очень! Там же Господь, Вечность. Не готов.


Фото 10. Кадр из фильма «Остров». Фото: liveinternet.ru. Шахматы. Наука. космос

– Не надо обольщаться, что после смерти от нас один прах останется. Все крупные ученые – верующие. Все мои знакомые врачи, которые имеют дело с жизнью и смертью, – веруют.

О клинической смерти оставлены тысячи свидетельств, доказывающих, что конца нет. Эйнштейн в существовании Бога не сомневался, и Пушкин, и Ломоносов, и Менделеев. А какая-нибудь Леночка семнадцати лет заявляет: «Что-то я сомневаюсь, что ваш Бог есть...». А ты почитай сначала, изучи вопрос, тогда и скажешь. Это как в метро вошел, увидел схему – кольцо какое- то, разноцветные точки. Махнул рукой: ‟А, фигня, поеду сам”. Так и будешь по Кольцевой всю жизнь ездить. Богу не важны наши поступки, ему нужен мотив: зачем мы это делаем, зачем мы живем».

–  Как жив остался, известно только Богу. Это Он зачем-то спас; и веру Он дал; и теперь на меня такого надеется. У Него других нету. Блудница, мытарь и разбойник».

P.S. Перед своей кончиной артист, находясь в тяжелом состоянии в больнице, пригласил священника, успел собороваться и причаститься:

«Когда буду умирать, мне не надо дубовых гробов и цветов. Молитесь, ребята, за меня, потому что я прожил очень всякую жизнь!».

При подготовке статьи использованы материалы: «Роккульт» и «Мама и братия» на Dzen.ru; комментарии с Kinopoisk.ru; цитаты Петра Мамонова с сайта Pravoslavie.ru

  • Комментарии
Загрузка комментариев...