Патриарх Тихон Беллавин: оплот веры в эпоху революции, безбожия и гонений | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Патриарх Тихон Беллавин: оплот веры в эпоху революции, безбожия и гонений

66
3 минуты
Патриарх Тихон Беллавин: оплот веры в эпоху революции, безбожия и гонений

7 апреля 2025 года исполнилось 100 лет со дня преставления святого Патриарха Тихона (Беллавина), первого Всероссийского патриарха после восстановления патриаршества в 1917 году. Его земная жизнь окончилась в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. В этот день, как верят православные, Царица Небесная приняла его бессмертную душу в райские обители. О жизни и трудах Патриарха рассказывает епископ Каскеленский Геннадий в программе «Воскресные беседы».

Тихон был избран Патриархом на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в ноябре 1917 года. Его возведение на кафедру Первосвятителей Московских состоялось в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Господь дал святителю семь лет служения в сане Патриарха — семилетие, которое стало настоящим крестным путем. Это были годы преследований, скорби и мученичества, время, когда Церковь оказалась лицом к лицу с безбожной властью.

Сразу после избрания Тихон произнес пророческие слова, цитируя книгу пророка Иезекииля: «Ваша весть об избрании меня в патриархи является для меня тем свитком, на котором было написано: "Плач, и стон, и горе"». Эти слова стали предзнаменованием того, с чем ему предстояло столкнуться.

Не менее знаменательными стали и его последние слова в ночь на 7 апреля 1925 года: «Скоро наступит ночь, темная и длинная». Эта ночь действительно наступила — для Церкви, страны и миллионов верующих.

Святейший Патриарх умер в больнице на Остоженке, страдая от приступов стенокардии. Но даже в больничной палате он находился под неусыпным контролем ОГПУ. У его кровати регулярно сидел начальник 6-го отделения Тучков, допрашивая Патриарха часами. 21 марта 1925 года уже было подписано постановление о его аресте. В нем оставалось только вписать день. Но Господь не допустил этого.

Биографы до сих пор спорят, скончался ли Патриарх Тихон естественной смертью или был отравлен. Днем 7 апреля ему сделали укол обезболивающего — у него болел зуб. Слухи о том, что это был яд, не утихают до сих пор. Однако ясно одно: Патриарх умирал медленно, изнуренный давлением, страданиями и постоянной слежкой.

За семь лет своего патриаршества Тихон практически ни одного дня не провел на свободе. Впервые его арестовали уже в 1918 году. С мая 1922 по июнь 1923 года он находился под домашним арестом. В апреле 1922 года он провел 38 дней в тюрьме на Лубянке, где его допрашивал лично Яков Агранов — печально известный палач, который в итоге тоже был расстрелян 1938 году.

Чекисты стремились полностью изолировать Тихона: он был лишен управления, канцелярии, связи с архиереями. Даже когда он формально был «на свободе», он сам признавался: «Лучше сидеть в тюрьме. Я ведь только считаюсь на свободе, а ничего делать не могу».

На Патриарха было совершено несколько покушений. Однажды нож рассек его рясу и лишь по счастливой случайности не ранил его. В другой раз, за три месяца до смерти, был убит его келейник Яков Полозов — прямо у двери кельи. Была попытка организовать судебный процесс против Тихона. Власти тщательно готовили показательный суд, но так и не решились: слишком сильна была любовь народа.

Даже чекисты признавали его святость. Комсомолка и сотрудница ВЧК Мария Семенова-Вешнева позже писала: «Я понимаю, что он враг, но не чувствую в нем вражды. Он внимателен, ласков, ровен. Я не видела его раздраженным». Она оставила службу и посвятила жизнь помощи репрессированным.

Тихона особенно любили рабочие. Во время болезни его посещали делегации фабрик, а в день похорон Москва скорбела всем городом. По улицам прошло около миллиона человек. Заводы провожали Патриарха траурными гудками. По словам иностранных журналистов, это были самые массовые похороны в истории православной России — значительно более масштабные, чем похороны Ленина.

В 1989 году Патриарх Тихон был канонизирован. Его мощи были чудесным образом обретены и стали символом возрождения Русской Церкви. Именно с его прославления началось дело канонизации новомучеников и исповедников XX века.

Патриарх Тихон оставил после себя духовное завещание — верность Христу и Церкви, несмотря ни на какие испытания. И, возможно, неслучайно его грозное послание 19 января 1918 года, вошедшее в историю как «Анафема советской власти», стало предвестием падения безбожного режима спустя 70 лет.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Читайте также