Празднуют Собор Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных со дня его установления в IV веке в момент работы Поместного Лаодикийского собора. В его уложениях 35-е правило осудило и отвергло традицию поклонения ангелам как творцам и правителям мира, объявив это ересью. Вместо чего было утверждено их православное почитание.
Собор архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных отмечают 21 ноября – на девятый месяц от марта, с него в древние времена вели отсчет нового года, что соответствует числу девяти чинов Ангельских. Восьмой день месяца, по старому стилю, подразумевает грядущий Собор всех Сил Небесных. Тогда происходит Страшный Суд Божий – его святые отцы называют «днем восьмым», так как после века сего, дни которого исчисляются седмицами, наступит «день осмый». И тогда «приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним» (Мф.25:31).
Чины Ангельские представлены в трех иерархиях – высшей, средней и низшей. Каждая иерархия составлена из трех чинов. Высшая иерархия состоит из Серафимов, Херувимов и Престолов. Ближе всего к Пресвятой Троице расположены шестикрылые Серафимы –«Пламенеющие, Огненные» (Ис.6:2). Их назначение – пламенеть любовью к Богу, побуждая к этому и других.
Затем после Серафимов следуют многоокие – «многоочитые» Херувимы (Быт.3:24). Их имя означает: «излияние премудрости, просвещение», так как через Херувимов, кто сияет светом Богопознания и постижения тайн Божиих, ниспослана премудрость и просвещение во имя истинного Богопознания.
Скульптурное изображение Архистратига Михаила
За Херувимами следуют Богоносные – по благодати, которая дана им для служения, следом – Престолы (Кол.1:16), «таинственно и непостижимо носящие Бога». Их назначение – служить правосудию Божию.
Средняя Ангельская иерархия состоит из трех чинов – Господства, Силы и Власти.
Господствам (Кол.1:16) дано владычествовать над последующими чинами Ангелов, наставлять земных властителей, что поставлены от Бога, мудрости в управлении. Господства научают людей владение чувствами, укрощению греховных вожделений, порабощению плоти духу. Учат господствовать над собственной волей, победе над искушениями.
Силы (1Пет.3:22) – исполнители воли Божией. Они могут творить чудеса и ниспосылать «благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим». Силы помогают людям смиренно нести послушания, укреплять себя в терпении. Силы выступают дарителями духовной крепости и мужества.
Власти (1Пет.3:22; Кол.1:16) имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе с злыми помыслами.
В низшей иерархий находятся три чина: Начала, Архангелы и Ангелы.
Начала (Кол.1:16), начальствуя над низшими ангелами, направляют их исполнять Божественные повеления. Они, по велению Божию, управляют вселенной, занимаются охраной стран, народов, племен. Началам предписано наставлять людей, чтобы они воздавали каждому честь, согласно его званию. А также научают начальствующих исполнению должностных обязанностей – не ради личной славы и выгод, а во имя чести Божией и для пользы ближним.
Назначение Архангелов (1Сол.4:16) – благовествовать о великом и преславном, открывать тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укреплять в людях святую веру. Архангелы просвещают умы людей светом Святого Евангелия.
Наиболее близко к людям находятся Ангелы (1Пет.3:22). Возвещающие намерения Божии, они выступают наставниками людей, призывая их к жизни, наполненной святостью и добрыми деяниями. Миссия Ангелов – хранить верующих, удерживать от падений, поднимать падших, никогда не оставлять нас и всегда быть готовыми помочь, если мы того пожелаем.
Все чины Небесных Сил именуются Ангелами – такова суть их служения. Господь открывает Свою волю именно высшим Ангелам, а тем, в свою очередь, предначертано просвещать остальных.
В основе радостной и веселой стороны праздника – незыблемая вера в победу добра над злом. И главным героем этой битвы является архангел Михаил. В христианстве его почитают как основного борца против дьявола и многообразного беззакония между людьми.
На иконах он изображен как воин: в его руках огненный меч или копье, низвергающий дьявола. С XII века архангел Михаила появляется на иконах композициях Страшного суда. Здесь он – грозный воин с весами, одна чаша которых захвачена дьяволом, и он пытается ее перетянуть на свою сторону. Русская иконопись с начертанием Архистратига Михаила относится к XIII столетию.
Также Архистратиг Михаил известен своими чудесами. Одно из самых известных – чудо в Хонех. Предание гласит, что случилось оно в IV веке. Архистратиг Михаил является во сне или в видении к мужчине. Его дочь родилась немой, что было болью для родителей. Архистратиг Михаил сообщает отцу девушки, что к ней вернется речь, если ей дать испить водицы из некоего источника, чья вода целебна.
В этой семье не принял в свое время крещения отец, не крестили родители и дочь. Но они решили последовать совету Архангела Михаила. Дочь испила водицы из целебного источника и сразу могла говорить. Сразу после случившегося мужчина и все члены его семьи приняли крещение. А сам он возвел храм во славу святого Архистратига Михаила – близ того самого источника. Молва о чудесном источнике разнеслась, и люди, жаждущие исцеления, отовсюду приходили, здесь можно было видеть не только христиан, но и язычников. Примечательно что многие из тех, кто испил целебной воды из источника, отреклись от своих верований (иные поклонялись идолам) и тоже приняли крещение.
Михаил Девятаев
Удивительны чудеса Архистратига времен Великой Отечественной войны. В течение 1941–1945 годов известны события, связанные с явлением Архангела Михаила. Особенно приметна история, случившаяся 8 февраля 1945 года. В этот день летчику-истребителю и Герою Советского Союза Михаилу Девятаеву, его товарищам удалось осуществить побег из фашистского концлагеря. Через 40 лет Девятаев поведал, что на побег его сподвиг явившийся ему Архангел Михаил. И в тот день 8 февраля 1945 года Архистратиг неотступно следовал за советским летчиком и повторял: «Ты Михаил, и я Михаил».
Субъективная амартология. Михайлов День
(Амартология - богословское учение о грехе и его последствиях)Протоиерей Александр Суворов
21 ноября. 2024 г.
Страдает тело от болезней всех,
Рождая боль в суставах, лень, бессилье.
Мы от рождения наследовали грех
Он вирус, что душе ломает крылья.
Войдёт тщеславие в иных, как лёгкий дым,
И человек, обманутый гордыней,
Уже не тот — чужим стал и пустым
Теряет радость жизни, смысл и имя.
Грех похоти лишает сердце сна,
Грех сребролюбия — душевного покоя.
Возьмёт своё, опустошит до дна,
А зависть начисто нас выведет из строя.
А есть ещё один, незримый враг,
Грех трусости, что кроется в деталях.
Он, как болезнь, лишает сил и благ,
Иммунодефицит, что жизнь сломает.
Ведь трусость — корень остальных проблем,
Предательство становится как норма.
Она рождает в сердце страх и тлен,
Разрушит веру, оставляя форму.
И внешне всё: улыбка, светлый взгляд,
В речах забота, благородство жеста.
Но добродетели внутри давно молчат,
Любви и радости там не хватает места.
Без истины, без света, без тепла,
Лишь внешняя игра что ложь немая.
Но что за жизнь, где пустота легла,
Как саван, душу до конца сжимая.
Но только Бог протянет руку в мрак,
Его любовь сильнее тьмы и боли.
Вожжёт надежду в угасающих сердцах,
Но лишь тому, кто ищет Его волю.
Иеромонах Аверкий (Белов), настоятель храма Казанской иконы Пресвятой Богородицы села Коктала Алматинской области:
В День памяти Архангела Михаила
Великий возглас: "Кто как Бог?"
из уст Архангела раздался.
Тот, кто сомненьем занемог,
очнулся, понял, разрыдался.
И этот возглас: "Михаил?"
стал именем, ко всем вопросом,
чин ангельский преобразил,
дух укрепил великороссам.
Его нам часто задают
снег, горы, звёзды, солнце, воды.
Цветы с вопросом тем растут,
цветут крещёные народы.
Но разрушитель бытия
иные мысли предлагает,
чтоб воспросили: "Кто как я?" -
высокоумникам внушает.
Иль: "Кто, как он (она, они)?"
Ловушка идолопоклонства
в ночь переделывает дни
остервененьем вероломства.
Сомнение в конце времён
у погибающих возникнет...
"Кто как антихрист? Дивен он!"-
расчеловеченье воскликнет.
Архангел чудный Михаил,
разрушь лукавые глаголы,
чтоб человек благодарил
за испытания уколы,
чтоб, имя повторив твоё,
ответили мы удивлённо:
"Никто!", всё лучшее своё
неся Христу крестопоклонно!
Фото из открытых источников