На этот вопрос ответил руководитель отдела Митрополичьего округа по связям с общественностью, ключарь Вознесенского собора Алматы протоиерей Александр Суворов.
«Гадания на Святках, как и любое обращение к потустороннему миру в поиске ответов, категорически не соответствуют духу христианской веры. Даже если такие действия совершаются в шутку, их корень уходит в языческие традиции, где люди пытались заглянуть в будущее, обходя Божий промысел. Это подрывает доверие к Божией воле и утверждает в человеке желание искать «тайное знание», минуя путь, открытый через Христа.
Важно понимать, что гадание — это не просто «шутка». Каждое действие, особенно в духовной сфере, имеет значение. Даже если мы не верим в результат, сами действия — это способ приобщения к культуре, которая противоречит христианской жизни.
Святки — это время, посвященное славе Рождения Христа, времени истинной радости и чистоты. Вместо гаданий Церковь предлагает особые молитвы, добрые дела и участие в богослужениях, чтобы не только сохранить чистоту нашей души, но и наполнить сердца подлинным смыслом этих дней.
Итак, дело не только в интерпретации, но в самой природе действия. Когда мы нарушаем границы, оставленные Богом, даже в шутку, мы тем самым рискуем навредить своей духовной жизни. Святки — это время света, радости и укрепления в вере», – высказался отец Александр.
Чем же тогда стоит заниматься на Святках и почему их называют Святыми днями? На этот вопрос ответил священник Андрей Чиженко.
По его словам, в первые века христианства Церковь знала лишь один праздник – Богоявление (Крещение Господне – второе название). В данном празднестве воспоминались сразу два события из земной жизни Спасителя – Рождество Христово и Его Крещение.
Позже, в IV веке, эти два праздника были отделены друг от друга. Рождество Христово переносится на 25 декабря по старому стилю (7 января н. ст.), а Богоявление так и продолжает праздноваться 6 января по старому стилю (19 января – н. ст.). Но так как в церковном сознании два праздника все равно сливаются в один, то двенадцать дней, их теперь разделяющие, считаются одним беспрерывным праздником. Точно так же, как сорок дней после Воскресения Христова считаются Пасхой до Вознесения Господнего, потому что Спаситель продолжал на земле являться своим ученикам.
Потому период от Рождества Христова до Крещения Господнего и назван святками – от слов «свет, святость»
Праздник продолжается… Он не закончился 7 января в день Рождества Христова. 8 января – Собор Пресвятой Богородицы. 10 января в воскресенье – день памяти сродников Христа по плоти: царя и пророка Давида, праведного Иосифа Обручника и апостола Иакова, брата Господня, сопровождавшего Святое Семейство в Египет. 11 января совершается память 14 тысяч святых мучеников-младенцев, в Вифлееме избиенных. К тому же отдание Рождества Христова происходит только 13 января (н. ст.) перед Обрезанием Господним. Но даже и после этого рождественско-крещальные празднества продолжаются. Они фактически заканчиваются 18 января, когда в сочельник Богоявления полагается строгий пост. И завершаются в праздник Крещения Господня.
«Потому задача всех православных – праздновать. Господь своим Рождеством щедро излил на нас свою благодать, и мы должны ее (особенно в период святок) передавать дальше. То есть главным нашим делом в святки является славить Христа: ходить в гости друг к другу, петь рождественские колядки и духовные песнопения, посещать частые в этот период церковные богослужения и, конечно же, совершать дела милосердия – посещать больных, заключенных, пожилых людей, сирот, щедро давать милостыню и прочее», – отмечает священник Андрей Чиженко.
Ранее мы публиковали фоторепортаж с рождественского богослужения в главном соборе Алматы.
Фото: ru.freepik.com