Литургия Преждеосвященных Даров. Ответы на главные вопросы | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Литургия Преждеосвященных Даров. Ответы на главные вопросы

6411
7 минут
Литургия Преждеосвященных Даров. Ответы на главные вопросы

Что такое Литургия Преждеосвященных Даров? В чем ее отличие от полной литургии? Когда ее служат? Как на ней причаститься и всем ли можно?

Великий пост — особое время в жизни православных христиан, меняющее их жизнь. В том числе меняется и богослужебная жизнь в Церкви. В будние дни Великого поста не совершается полная литургия. Связано это с тем, что она является самым торжественным и радостным событием в богослужебном круге. Вместо нее по средам и пятницам совершается Литургия Преждеосвященных Даров.


Литургия в переводе с греческого означает «общее дело». Предполагается, что все пришедшие в храм участвуют в Таинстве Евхаристии (Святое Причастие — таинство, священнодействие: заключается в освящении хлеба и вина, когда они становятся Телом и Кровью Господа, и последующем их употреблении). Но поскольку в седмичные дни Великого поста не предполагается совершение самого евхаристического канона (когда происходит освящение), то причащаются Дарами, освященными ранее на воскресной Литургии.

Литургия Преждеосвященных Даров совершается только в дни Четыредесятницы, Великого поста, по средам и пятницам, в праздники Сорока Севастийских мучеников, Первого и Второго Обретения главы св. Иоанна Предтечи, в четверг 5-й седмицы поста («Стояние св. Марии Египетской»), а также в первые три дня Страстной седмицы и в дни храмовых праздников.

Исключение: в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы всегда служится литургия св. Иоанна Златоуста, вне зависимости от дня недели.


Преждеосвященные Дары хранятся с воскресного дня на святом Престоле. По количеству литургий, которые будут служиться на неделе, заготавливаются и освящаются Агнцы, от которых потом и причащаются все верные.

Просто о главном


Святые Дары приготовляются архиереем или священником на Литургии во время евхаристического канона для причащения христиан. Согласно вероучению, сам Святой Дух пресуществляет предложенные хлеб (Евхаристический Агнец, вырезанный из просфоры) в Тело Христово, а вино — в Кровь Христову. Святые Дары потребляются (с молитвенным благоговением съедаются) верующими непосредственно на литургии, где они и освящаются, а запасные Дары, используемые для причастия, вне литургии хранятся в дарохранительнице, которая у православных располагается на престоле в алтаре, они переносятся туда в дароносице.


В православии Святые Дары приготовляются священником на проскомидии (первой части литургии). Хлеб для Святых Даров, называемый просфорой, выпекают из квасного (дрожжевого) теста — из пшеничной муки, замешанной на воде с солью. Вино для причастия берут только чистое виноградное, преимущественно красное.

В Русской православной церкви с XIX века вошло в обычай совершать Евхаристию только на сладких красных винах типа кагор, хотя канонически не запрещается служение на полусладких или сухих винах. Красный цвет вина символизирует Кровь Христову.


История и традиции

Обычно для причащения святых Христовых Тайн мы приходим утром в храм, но более тысячи лет назад у монахов и мирян был обычай причащаться самостоятельно.


В древности после общей литургии в храме Святые Дары диаконы относили тем, кто не мог причаститься в храме — больным и заключенным. Был также обычай уносить Причастие и в свои дома, где в будние дни во время домашней молитвы верные причащались сами и причащали своих домочадцев.

На страницах сайта собора Святых Апостолов Петра и Павла города Петропавловск рассказывается:

«Богослужение в монастырях и на приходах, не говоря уже о кафедральных соборах, значительно различалось.

Например, в первой половине первого тысячелетия от Рождества Христова мало кто из монахов желал становиться священником. Большая ответственность. Поэтому из ближайшего села приглашали женатого священника, который и служил литургию раз в неделю, в воскресенье, и отшельники расходились по своим кельям до следующего воскресенья. И чтобы не лишать себя причащения Святых Христовых Таин (опять же, люди в возрасте, в пустынном месте всякие опасности, можно и заболеть, и быть при смерти), монахи брали с собой частицы Святых Даров и после длительной молитвы сами причащались.

Литургия преждеосвященных даров служится вместе с великопостной вечерней. В древности служили по вечерам, воздерживаясь от пищи целый день.

Сегодня в большинстве храмов Преждеосвященная служится утром, однако в некоторых приходах бывают и вечерние службы.

Если причащаться вечером, то евхаристический пост длится шесть часов.

По сложившейся в Русской Православной Церкви традиции, за Преждеосвященной причащаются те, кто может принять Частицу. То есть младенцев, которые причащаются Кровью, за литургией Преждеосвященных Даров не причащают».

Зачем звонит колокольчик?

Во время литургии Преждеосвященных Даров мы слышим звон колокольчика. Так отмечаются важнейшие моменты службы. По традиции при звуке колокольчика все молящиеся встают на колени, а при повторном — поднимаются.


Первый раз колокольчик звонит во время перенесения Святых Даров на жертвенник. Читается последняя, третья часть кафизмы во время которой совершается перенос Святых Даров с престола на жертвенник. Это будет отмечено звонком в колокольчик, после чего все собравшиеся, отмечая важность и святость этого момента, должны опуститься на колени. После перенесения Святых Даров на жертвенник снова звонит колокольчик, значит уже можно подниматься с колен.

Второй раз – во время чтения первой паремии священник берет зажженную свечу и кадило. По окончании чтения священник, начертывая кадилом святой крест, произносит: «Премудрость, прости!», тем самым призывая к особому вниманию и благоговению, указывая на особенную мудрость, заключенную в настоящем моменте.

Затем священник оборачивается к собравшимся и, благословляя их, произносит: «Свет Христов просвещает всех!». Свеча – символ Христа, Света мира. Зажигание свечи во время чтения Ветхого Завета означает, что все пророчества совершились во Христе. «Ветхий Завет ведет ко Христу так же, как и Великий Пост ведет к просвещению оглашенных. Свет крещения, соединяющий оглашенных с Христом, открывает их разум для понимания учения Христова!» – рассказывает нам история.

По установившейся традиции в этот момент все собравшиеся опускаются на колени, о чем их предупреждает звонок колокольчика. После произнесения слов священником звонок колокольчика напоминает о том, что можно встать с колен.


Почему не совершается полная Литургия в седмичные дни Великого поста?

Само слово литургия означает «общее дело», то есть, когда верные вступают в общение с воскресшим Христом и друг с другом. Евхаристия — это всегда великий праздник, пасхальная радость. Но в дни Великого поста христиане добровольно низводят себя в разряд кающихся.

Поскольку кающиеся были приравнены к оглашенным, которые на литургии верных не присутствовали и не причащались, могли присутствовать только на литургии слова, когда читается Слово Божие и говорится проповедь. В дни Великого поста все христиане приравнивались к кающимся и лишали себя возможности в принесении анафоры.


Анафора — дело всей Церкви от предстоятеля до мирян, это момент возношения Святых Даров на Литургии. Но чтобы не лишать себя общения с Господом, в среду и пятницу верные причащаются от Преждеосвященных Даров, что служит великой радостью и подкреплением духовных сил.

Как готовиться к Литургии Преждеосвященных Даров?


Готовятся так же, как и к полной литургии свт. Иоанна Златоуста: читаются молитвы, соблюдается пост, затем верующий исповедуется и натощак причащается. Единственное исключение, что в благодарственные молитвы включается тропарь святителю Григорию Двоеслову (автору Литургии Преждеосвященных Даров).

Литургия Преждеосвященных Даров не очень продолжительна: она начинается с возгласа «Благословенно Царство» и идет примерно около часа. Но во многих местах перед литургией читаются все службы суточного круга: часы и изобразительны, и она становится достаточно продолжительна. Каждому нужно узнать, во сколько начинается богослужение в вашем храме, готовиться, приходить и приступать к Таинству Причастия.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...