25 октября Православная Церковь отмечает День памяти Святителя Николая, который с 1945-го по 1955 год был архиепископом и митрополитом Алма-Атинским и Казахстанским.
Святитель Николай родился 9 апреля 1877 года в Екатеринославской губернии. К моменту революции 1918 года 41-летний Николай Могилевский прошел благочестивый путь от псаломщика до епископа Черниговской епархии.
Далее были долгие годы тюремного заключения и изгнания, и в 1945 году Святитель стал архиепископом в Алма-Ате, где ревностно соблюдал богослужебный устав и добился открытия многих храмов и молитвенных домов.
Служил всегда благоговейно, не спеша. Молился со слезами, особенно при совершении литургии. Говорил, что плачет от радости. Оттого, что Господь сподобил его совершать эту литургию, и от счастья, что он может принести молитвы за всех своих духовных чад.
25 октября 1955 года Святитель Николай скончался. Его мощи покоятся в Никольском соборе города Алма-Аты.
Чудеса при жизни
Жизнь митрополита была полна чудес, о которых вспоминают по сей день. В сентябре политолог и журналист Эдуард Полетаев рассказал в посте на Facebook об удивительных фактах из жизни казахстанского митрополита:
«Когда подавали Сталину список на амнистию во время ВОВ, он (Николай Могилевский) оказался единственным из 26 человек, кто не был расстрелян или умер в лагерях.
В 1947 году он летел на самолёте из Алма-Аты в Москву на заседание Синода, боялся, видимо, полёта, и усиленно молился, а советские пассажиры над ним смеялись. Однако самолёт разбился, упал в какое-то болото, и все остались живы, после чего отношение к митрополиту изменилось.
Когда он умер, по данным советских спецслужб, его в Алма-Ате хоронили 40 тысяч человек (шли за гробом). Он упокоился на Центральном кладбище (по Райымбека). В 2000 году митрополит Николай был причислен к лику новомучеников и исповедников».
Дневник митрополита
Год назад в Церковно-исторический музей Казахстана попали рукописи митрополита, возраст которых — более 70 лет. Заметки, написанные рукой святителя и исповедника, содержат его впечатления, эмоции от общения с верующими Алма-Аты, мысли и краткие рассуждения о вопросах духовной жизни. Вот несколько фрагментов из дневников священноисповедника митрополита Николая:
18-го июня был освобожден.
5-го июля получил назначение быть мне Архиепископом Алма-Атинским и Казахстанским.
(1945 год)
Мы стыдимся многого: и ходить в храм, и звания христианина, и крестного знамения, даже иерей стыдится своего звания, рясы и под. Не стыдитесь звания и веры, стыдитесь греха, худых дел, лжи, измены супругам, блуда и пр. Этот стыд приблизит вас ко Христу.
(1946 год. Январь)
Пятница. Всенощная. Благословение хлебов. Народа было в храме достаточно, помазывали в 2-х пределах. Пели певчие правого клироса. Слово: об обрезании Господа нашего Иисуса Христа.
(1949 год. Январь)
Значение имен христианских: они нас усыновляют с Богом; они делают нас <…> общниками тех святых, имя коих носим. Если таково назначение имени, то их не должно искажать – например, «Кока», «Туся», «Муся»... Это оскорбление нашим святым. Они несут послушание пред Богом за нас.
(1949 год. Январь)
О гадании на картах, о гадалках, о «заговорах» болезней. Это не христианское дело, а сатанинское: что сокрыто Богом, того не домогайся. Евангелие – подчиняться надо Его промыслу. Гадания, обращение к знахарям приводят к сближению с диаволом. Итак – не гадайте! А гадалки – не занимайтесь...
(1949 год. Январь)
Вербное Воскресение. Народу, молящихся храм не вмещал – много стояло вне храма. Давка была невероятная поначалу – после водворился порядок. Служба была весьма торжественная, вместо кафизмы пели концерт «Осанна, осанна...» Пожелание, чтобы наши частые «Осанна» не были похожи на «осанна» книжников и фарисеев, а на то «осанна, благословен грядый», каким будем встречать Господа Иисуса Христа во второе Его пришествие.
(1950 год. Март)
Господи, благослови!
(1945 год)