
Когда заканчиваются торжественные дни Светлой седмицы, наступает особое воскресенье, именуемое Антипасхой — праздником с древней историей и глубоким богословским смыслом. Его название, восходящее к VI веку, не означает «противоположность» Пасхе, как может показаться на первый взгляд, а скорее — отражение, завершение и отклик на Пасху, своего рода «Пасха с другой стороны». В 2025 году Антипасха выпадает на 27 апреля.
Еще в IV веке Антипасху воспринимали как окончание пасхального празднования. Святой Августин называл этот день октавой Пасхи, то есть восьмым днем — завершающим торжественный круг, начавшийся в день Воскресения Христова. В древнем Иерусалиме в это воскресенье служили практически по тому же чину, что и в саму Пасху, подчеркивая неразрывность духовного содержания.
С Антипасхой было связано и завершение катехумената — периода подготовки к крещению. Те, кто принял крещение в Великую Субботу, в этот день снимали белые одежды, символизирующие чистоту и новую жизнь, и впервые мыли головы, до этого покрытые кукулем — особым убором, сохраняющим помазание миром. Таким образом, этот день знаменовал собой переход от инициации к зрелой церковной жизни.
Неделя о Фоме
К IX веку праздник обрел еще одно важное имя — Неделя о Фоме. Этот акцент отразил перемену в литургическом содержании: теперь главной темой стало воспоминание второго явления Воскресшего Христа апостолам, произошедшего на восьмой день после Пасхи. Именно тогда апостол Фома, сначала усомнившийся, увидел и уверовал, признав Христа словами: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20:28).
Этот эпизод стал духовной вехой: от сомнения — к вере. Таким образом, Антипасха делает Воскресение Христово не просто фактом, а событием, требующим личного переживания и ответа веры.
Источник: pravlife.org
Еще одно древнее название праздника — Новая неделя, встречающееся в богослужебных книгах, подчеркивает начало нового духовного цикла. Именно с этого дня вновь начинается обычный круг чтения Псалтири (кафизм) и последовательное чередование гласов в богослужении. Символически это первый день нового творения, нового бытия, которое открывает воскресший Христос.
Святитель Григорий Богослов в «Слове на неделю новую» призывает: «Обновитесь сами… Да обновится у тебя вся жизнь». Смысл праздника — в том, чтобы, пройдя путь страстей и торжества Воскресения, человек обрел внутреннее преображение и начал новый путь — уже не как наблюдатель, а как деятель веры.
Литургическое богатство и новое начало
Современное богослужение Антипасхи почти полностью посвящено евангельскому чтению о Фоме, однако основная тема — празднование Воскресения Христова — остается доминирующей. Просто теперь она раскрывается с иной стороны — через сомнение, исповедание и обновление.
Интересно, что чин службы Антипасхи практически совпадает с чином двунадесятых Господских праздников, хотя формально к их числу она не относится. Потому богословы и священники нередко называют ее «тринадцатым Господским праздником» — неофициально, но по сути верно.
Антипасха — это не прощание с Пасхой, а вход в ее плоды. После поста, страданий, ликования и света Пасхи приходит время жить по-новому. Недаром именно с этого дня в Церкви вновь совершается таинство венчания — знак начала новой, благословенной жизни.
Это праздник веры, которая победила сомнение, праздник обновления и начала духовного пути. Он напоминает: Воскресение Христово — не только исторический факт, но и личная встреча каждого из нас с Богом, Который жив и рядом.
Обложка: hristiane.ru