Якутия: как в тюркском краю переплелись православие и шаманизм | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Якутия: как в тюркском краю переплелись православие и шаманизм

98
5 минут
Якутия: как в тюркском краю переплелись православие и шаманизм
Когда говорят о тюркских народах, перед глазами всплывают бескрайние степи, древние традиции, кочевые предания. Ислам, шаманизм, тенгрианство — вот те духовные ориентиры, что веками сопровождали тюрков. Однако среди них есть и православные общины, сохраняющие уникальное сплетение христианской веры и древнего наследия предков. Особенно ярко это проявляется в Якутии, где Церковь стала неотъемлемой частью жизни народа.

Среди других тюркских народов христианство встречается и у татар, и у алтайцев, однако там православие распространено лишь среди небольшого числа людей. В Чувашии же оно наоборот почти полностью вытеснило традиционные верования, став основой духовной жизни региона. В Якутии, напротив, православие и язычество противоречат друг другу, но при этом уживаются, создавая сложную и самобытную картину верований, где древние обряды и христианские традиции сосуществуют в повседневной жизни.

Фото 1. Источник foma.ru .jpg
Фото: foma.ru

Фото 2. Ысыах - главный национальный праздник народа саха, Источник фотограф Мария Васильева (ysia.ru)..jpeg
Ысыах - главный национальный праздник народа саха.  Источник: фотограф Мария Васильева (ysia.ru).

По последним известным данным, почти половина из миллионного населения Якутии – православные христиане, около четверти придерживается традиционных верований коренных народов (шаманизм, тенгрианство), причем их якуты также пронесли сквозь века практически в первозданном виде. Еще около четверти населения не относит себя ни к одной религии или являются атеистами и только 2-4 процента исповедуют другие религии, включая ислам, буддизм, протестантизм и католицизм.

Якутия: православие среди вечной мерзлоты

Православие пришло в Якутию с первыми русскими поселенцами в XVII веке. Холодный край, где зима длится по полгода, стал домом для деревянных храмов, которые строились среди снегов. Однако, как поясняет Якутская епархия, первые церкви возводились не для обращения местных народов в свою веру. Сами представители народа Саха принимали православие постепенно уже в последствии.

Фото 3. Троицкий кафедральный собор. Дата постройки 1641 год. Источник якутская епархия..jpg
Троицкий кафедральный собор. Дата постройки: 1641 год. Источник: якутская епархия.

Епископ Якутский Зосима (Давыдов) (в миру Игорь Васильевич Давыдов; 12 сентября 1963, Красноярск — 9 мая 2010, Якутск) писал в своих трудах:

«Русские поселенцы, пришедшие вслед за казаками, не были «штатными» миссионерами». Да и царское правительство в XVII – начале XVIII века не ставило задачи распространения христианства среди населения Якутии. Просто люди русские не могли жить без Бога и Его служителей. Именно поэтому, когда в 1638 г. царское правительство учредило в Якутском остроге самостоятельное воеводство, было решено послать туда священников, «…чтобы на Лене реке без попов не было, и служилые люди без покаянья и причастия не помирали».

С этими воеводами в Якутию приехали и православные священники, которые получили благословение и указания от церковного главы, чтобы нести христианскую веру местным жителям:

«А буде кто из ясачных людей похочет креститца своею волею и тех людей велети крестить, сыскав про них допряма, что своею ли волею они хотят креститца, а крестя, устраивать их в государеву службу.., а будет кто из них женского полу, жонки или девки похотят крестица, и тех женок и девок велеть крестить и выдать замуж за новокрещенного ж и за русских служилых людей».

Летом 1643 г. воевода Головин построил новый Якутский острог, который сразу же приобрел значение административного и церковного центра в уезде. Здесь же были воздвигнуты и первые храмы – в честь Святой Троицы и во имя преподобного Михаила Малеина. Теперь уже сюда присылались из Тобольска священники для совершения служб и приходили местные жители, желающие принять крещение.

Фото 4. Святитель архиепископ, просветитель народов Аляски, Америки и Камчатки — Иннокентий (Вениаминов) (5 января 1868 — 31 марта 1879). Источник wikipedia.jpg
Святитель архиепископ, просветитель народов Аляски, Америки и Камчатки — Иннокентий (Вениаминов) (5 января 1868 — 31 марта 1879). Источник: wikipedia

В середине XIX века святитель архиепископ, просветитель народов Аляски, Америки и Камчатки — Иннокентий (Вениаминов) внес большой вклад в распространение христианства среди якутов. Он возглавил комитет по переводу священных и богослужебных книг на языки народов Якутии, а 19 июля 1859 г. в Троицком кафедральном соборе впервые состоялась Божественная литургия на якутском языке. В честь него и по сей день в республике проводят церковные службы и мероприятия.

«С его именем связан качественно новый подход к христианизации народов Якутии. Владыка перенёс свою архиерейскую кафедру в г. Якутск. В сентябре 1853 г. он поселился в Спасском монастыре и стал его настоятелем», – пишет про священнослужителя Якутская епархия.

Христианство в Якутии сегодня

Сейчас в Якутии православие — одна из главных религий. Даже некоторые традиционные праздники здесь переплетаются с христианскими, например, Николин день.

Фото 5. Источник foma.ru.jpg
Фото: foma.ru

День св. Николая Чудотворца празднуется два раза в году: 19 декабря и 22 мая. Но для Саха Ньукуолун күнэ – как его называют на якутском – символизирует преддверие нового года. После долгой и суровой якутской зимы люди радуются пробуждению природы — это символ прихода тепла, солнца и новой жизни.

После 22 мая люди отправлялись на летние пастбища — сайылыки. В этот день женщины украшали первую березу у края аласа (большая открытая поляна, где пасли скот и проводили обряды) ленточками, окропляли землю кумысом, приводили в порядок хозяйство и разжигали священный огонь — түптэ. Вечером готовили угощения: оладьи, утиный суп, а также преподносили дар духу огня. День проходил в атмосфере радости, благодарности и добрых помыслов, наполняя сердца теплом и надеждой.

Фото 6. Пример традиционной открытки, распространяемой в мессенджерах. В подписи поздравление с Николиным днем. Источник vk.com.jpg
Пример традиционной открытки, распространяемой в мессенджерах. В подписи поздравление с Николиным днем. Фото: vk.com

Сегодня огонь не «кормят» только глубоко православные якуты, но даже они все также готовят оладьи и утиный суп, традиционно отмечая этот день.

В православный праздник Крещения Господня якуты также отмечают период «Кэрэьиэнньэ». В этот период традиции русского Крещения гармонично переплелись с якутскими языческими верованиями, став неотъемлемой частью местной культуры.

Согласно якутским верованиям, из воды выходят сүүлүкүннэр (водные духи). Этот период считается временем открытых границ между мирами, когда можно заглянуть в будущее и получить знамения. Также, как и русские в этот период гадали во время Святок, якуты задают вопросы духам о своем будущем. Причем якуты верили, что не только светлые духи, но и темные сущности могут выходить в этот день. Поэтому старались вести себя сдержанно, не шуметь и не делать лишних действий, чтобы не привлечь злых сил. Некоторые вешали обереги или проводили защитные обряды.

Якутия остается регионом, где духовность выражается в гармонии прошлого и настоящего, связывая традиции предков с верой, пришедшей вместе с первыми русскими поселенцами. Несмотря на суровый климат и исторические вызовы, христианская вера здесь не просто прижилась, а стала неотъемлемой частью культурного кода.

Основное фото: primamedia.ru
  • Комментарии
Загрузка комментариев...