И почему власти Алматы закрыли глаза на старинное здание с богатой историей
В казахстанском сегменте интернета разгорелись нешуточные споры по поводу старинного особняка на пересечении улиц Каирбекова – Макатаева. Выяснилось, что этот комплекс зданий, известных как усадьба купца ФИЛИППОВА, обойден вниманием чиновников и историков и выведен из реестра памятников истории и культуры Казахстана. А сейчас он совершенно по-варварски уничтожается, находясь в частной собственности.
Если загуглить запрос “Дом купца Филиппова”, то мы найдем множество фото и даже страничку в Википедии про дом по улице Макатаева, который относится к историческим памятникам. Этот дом многие алматинцы знают как здание “Казреставрации”.
Дом, про который рассказывается в нашем материале, тоже знаком жителям города. Но ни один поисковик не покажет вам это здание как “Дом купца Филиппова”. Меж тем, как было уже отмечено, это целая усадьба, состоящая из трех участков. Располагается она в том же квартале, где и известный дом купца Филиппова. И в этом нет никакой путаницы. На двух фото: Усадьба купца Филиппова, Дом купца Филиппова.
Согласно архивным данным, которые предоставила историк и краевед Светлана СТЕПАНОВА, Дом Филиппова — это три смежных усадебных места 43, 60 и 61 в виде литеры “Г” в квадрате улиц Кульджинская - Гостиннодворская – Талгарская – Каракольская (современные Макатаева – Алимжанова – Каирбекова – Барибаева).
Николай Иванович Филиппов владел этой недвижимостью с 1877 года. То есть еще задолго до того, как для него был построен дом архитектором С. К. Тропаревским (в 1901 году) и который, собственно, известен нам как памятник архитектуры.
Спасая историю
“Спасти! Нельзя уничтожить!” VS “Спасти нельзя. Уничтожить”. Так, по сути, можно охарактеризовать возникший в сети шум по поводу старинного здания верненских времен. На эту тему высказались и известный блогер Митя БАЙНАЗАРОВ, и автор популярного паблика vintage.retro.kz Анна Е, с ее поста все и началось.
- Я хочу поделиться ужасной новостью, - сообщила она, - Мы теряем еще одно уникальное здание нашего города. Этот купеческий дом позапрошлого века знают практически все алматинцы. Смотрите, что с ним делают сейчас!
Здание с уникальной историей. Здесь была женская гимназия в 1892 году. Затем мы знаем, что здесь была типография, где были выпущены первые книги и газеты Семиреченской области. Почему историческое здание в историческом квартале, которое имеет неповторимый облик, настолько изменяется без согласования с общественностью?
Посмотрите, что происходит: сняты наличники, испорчен вид здания, цветовая гамма, фундамент… Вот так исчезает и вымирает история Алматы! – негодует алматинка.
Ей вторит блогер Митя Байназаров:
- Потеря первоначального облика дома ведет к его гибели как памятника истории. Для этого даже не обязательно его сносить. Хотя, после подобных инсинуаций гораздо легче будет доказать, что ветхое здание, не находящееся под охраной государства, можно заменить на новый торговый центр. И такое варварское отношение к истории города недопустимо!.
Общепит против памяти
Анастасия ЗВЕРЯГИНА, историк и краевед отмечает:
- Алматы вошел в список 52 лучших мест для посещения в 2024 году по версии издания The New York Times. И тут же уродуют верненское здание, которое входит в туристические маршруты города. Спрашивается, зачем? Неужели нельзя было придумать что-нибудь другое? Спасибо популярной кондитерской за уничтожение здание эпохи Верного.
При чем тут кондитерская? А вот при чем: сегодня в этом историческом строении, некогда принадлежавшему купцу Филиппову, находятся цеха по выпечке тортов и пирожных.
Владельцы здания решили открыть там кофейню, перекрасили фасад, а старинные деревянные заменили на пластиковые. В итоге здание утратило свой оригинальный облик: там появились современные стеклянные двери, входная группа и много еще чего.
На мой вопрос к руководству кондитерской, нам сказали, что бизнесмены только арендуют помещение, а владелец здания неизвестен. Но они лишь освежили фасад. От чего здание не пострадало. Мол, внутри мы ничего не трогали, владельцы и не разрешили бы масштабную реконструкцию. Да и как ее сделать? Деревянные конструкции не выдержат реставрации. Все очень старое.
Там же сказали: “Здание не в реестре памятников архитектуры, из акимата приехали, посмотрели и не нашли нарушений”.
Действительно, на запрос в акимат Медеуского района ответили буквально следующее (Пунктуация и орфография сохранены):
“На основании опубликованного обращения сотрудниками акимата Медеуского района осуществлен выезд по адресу ул. Каирбекова, 2. Расположенное по данному адресу здание принадлежит на праве частной собственности юридическому лицу. На сегодня частной компанией проводятся ремонтно-восстановительные работы, в том числе установлены пластиковые окна, проводится реставрация ставней. Замена кровли не предусмотрена. Завершение работ запланировано ориентировочно до 20 января 2024 г.
Между тем сообщаем, что данное здание не входит в государственный список памятников истории и культуры местного значения города Алматы. Однако со слов частной компании, учитывая архитектурную ценность здания, при проведении работ будет сохранен исторический облик”.
Сохранен или не сохранен облик – судить вам. Фото прилагаем.
Кстати, занятный факт: усадьба пережила страшное землетрясение 1911 года. Справиться с кондитерским цехом оказалось сложнее.
Запрос на историю есть?
Посты о судьбе усадьбы набрали сотни тысяч просмотров и множество комментариев. В основном люди возмущаются и просят оставить старинные здания в покое и сохранить историю. Требуют восстановить статус памятника. Кто-то даже высказал мысль, что память стирают намеренно, язвительно замечая, что “во всем некоторые видят колониальное прошлое”.
Также людей возмущает, что особняк не входит в список памятников истории и культуры. В этом видят элемент коррупции – мол, все сделано намерено, чтобы легко можно было использовать в будущем шикарную территорию в центре мегаполиса.
Между тем оказалось, что забытая история этой усадьбы хранит в себе много важных моментов, как и сам район, и эти улицы, на которых стоит дом. Все это является неотъемлемой частью историко-культурного наследия не только города, но и страны. И это без пафоса, Клондайк для развития туризма!
Почему не отреставрировать все оставшиеся старинные дома исторического района и не популяризовать этот маршрут? Эти маршруты пользуются популярностью у интеллектуальной молодежи, которая, вопреки ворчанию стариков про всеобщую деградацию, живо интересуется историей и краеведением.
Здесь уже вовсю работают частные экскурсоводы, краеведы. Но без защиты государства скоро этой истории не останется вовсе.
Областное правление, гимназия и типография
Подробнее об усадьбе купца Филиппова рассказала Светлана Степанова на своем сайте starinariy.kz. Именно благодаря этому краеведу и ее многолетней работе с архивами мы узнали о том, что эта усадьба купца Филиппова.
По состоянию на 1885 г. верненский купец Филиппов Николай Иванович владел усадебными местами 43, 60 и 61. На участке 43 – сад; на участках 60 и 61 – два дома и службы.
После землетрясения 1887 года, когда недавно построенное здание женской гимназии было разрушено, верненская женская гимназия несколько лет размещалась в доме, арендованном у Филиппова.
В 1892 г. попечитель Западно-Сибирского учебного округа осматривал дом Филиппова, где размещалась гимназия, и нашел его вполне удовлетворительным и предложил Попечительному Комитету женской гимназии договориться с хозяином дома о его расширении. Комитет договорился с хозяином-арендодателем о присоединении к существующему зданию соседнего, соединив их между собой теплой переходной галереей. Вследствие этого расширения женская гимназия смогла открыть приготовительный и VII класс, увеличив число учениц до 230, не ощущая при этом тесноты и неудобства для занятий.
Если говорить конкретнее, то Семиреченское областное правление размещалось в доме на усадебном месте № 60, а типография – в доме на усадебном месте № 61, которое Н.И. Филиппов подарил своей дочери Клавдии.
- Для сравнения: Семиреченские областное правление, которое заселилось в дом Филиппова, равно республиканскому акимату, если бы такой орган власти существовал. Выше был только военный губернатор Семиреченской области, - подчеркнула Светлана Степанова.
В 1914 г. Дочь купца Филиппова сдавала свой дом на усадебном месте № 61 (который перешел ей по дарственной), в аренду и одно время там размещался детский сад.
Домовладение было отчуждено из частной собственности по приказу Угорревкома № 102 от 12.12.1920, постановлению Облисполкома № 99 от 18.09.1924 и утверждено ГУКХ НКВД № 2034/3 от 14.03.1925.
По состоянию на 06.09.1928 бывшее домовладение наследников Филиппова по адресу: улица Талгарская, 7/6 (старый № 60) занимал Ветеринарный техникум.
Как мы теряли памятники
Но почему власти так равнодушны к истории? Скандалы с уничтожением старинных домов – история не новая. Еще в 2011 году правительство приняло постановление №1672 “О лишении статуса памятников истории и культуры местного значения города Алматы и исключения их из Государственного списка памятников истории и культуры местного значения”. Согласно данному постановлению, 35 памятников исключены из государственного списка памятников истории и культуры местного значения, из них 11 - памятников архитектуры. И сколько бы не возмущалась общественность, властям, похоже, нет дела до этих возмущений.
Так, в Алматы было практически уничтожено одно из последних зданий верненской постройки — здание общественных собраний 1910 года, на месте которого сегодня находится кукольный театр. А ведь в Алматы есть Союз архитекторов, Союз градостроителей, а также градостроительный совет при акимате города. А исторического здания уже нет.
Вот почему многие неравнодушные люди боятся, что и с домом купца Филиппова обойдутся так же, как и с другими историческими объектами, выведенными из-под охраны государства.
Поможет ли депутат?
Общественники обратились к действующему депутату Маслихата города Алматы Владимиру Власову. Раннее он помогал жителям города решать многие проблемы. Депутат выезжал, смотрел здание. Я также обратилась к Владимиру ВЛАСОВУ за комментарием. Он ответил:
- Тут такая ситуация, что в “реестр памятников” он не включен, и, соответственно, согласно закону о частной собственности, владельцы вправе распоряжаться зданием по своему усмотрению. Но я понимаю, что нам нельзя это оставить как есть. Я попросил, чтобы мы собрались с профильной комиссией. Посмотрим, как это сделать, постараемся все же включить это здание в список, работаем в этом направлении.
После того, как я получила ответ от акимата, я снова обратилась к депутату, попросила обозначить статус.
- Акимат по факту правильно сказал. Но мы думаем, письмо составляем, попытаемся отправить, чтобы это здание все же добавили в список памятников. Сам я заходил в новую кофейню, разговаривал с ними. Запах в помещении мне не понравился, так себе там, конечно, все сделано. Я сказал: Вот что вы добились переездом в это здание?, - говорит Власов.
Мы будем наблюдать за развитием событий вокруг этого здания. И надеемся получить ответы на свои вопросы.
Хотя многие, включая краеведов, уже не верят в то, что эту усадьбу, как и другие дома эпохи Верного, оставят в покое. И торопятся сохранить память о ней хотя бы в фотографиях.