От Глинской пустыни до Аксайского скита: дорогой казахстанских новомучеников | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

От Глинской пустыни до Аксайского скита: дорогой казахстанских новомучеников

4936
7 минут
От Глинской пустыни до Аксайского скита: дорогой казахстанских новомучеников

Во всех культурах мира во все времена существовало такое понятие, как священное путешествие, то есть – паломничество. Маршруты таких поездок бывают как короткие, так и весьма продолжительные, но всегда заканчиваются в особых местах, которые имеют большое духовное или культурное значение. 

Паломничество выходит за рамки простых физических перемещений, и подразумевает гораздо большее, чем достижение определенного пункта назначения. Такое путешествие дает человеку возможность сосредоточиться на своем внутреннем мире и достичь новых целей в душе.

Рассказываем о трех обителях, располагающихся в трех странах, но неразрывно связанных общей историей. Притом две из них относительно легкодоступны для посещения жителям Казахстана, особенно алматинцам.

Свято-Троицкая Иссык-Кульская обитель

Этот ныне не существующий миссионерский православный мужской монастырь располагался на берегу Тюпского залива озера Иссык-Куль в селе Ак-Булун (Кыргызстан). Его история очень интересна и трагична.
Источник: save-karakol.tilda.ws

Обитель была основана в 1881 году по указу Александра III. Основанием для ее возникновения послужило обращение к императору архиепископа Александра (Кульчицкого), который считал, что основное назначение монастыря должно заключаться в приобщении местного населения к русской культуре. 

Примечательно, что эта местность как имеющая древние христианские корни, была описана еще в XIV веке. Знаменитый географ Петр Семенов-Тян-Шанский, после изучения Каталонского атласа 1375 года, писал о том, что в этой местности находился несторианский монастырь, в котором хранились мощи апостола и евангелиста Матфея. По преданию, обитель ушла под воду.

1 мая преосвященный Александр, при громадном стечении народа, провел молебен и окропил святой водой избранное место, где водрузили деревянный крест. Первые насельники, прибывшие в монастырь, приложили немало трудов для устроения жизни, возведения зданий и построения хозяйства.

В 1886 году в монастырь приехали одиннадцать иноков из Свято-Михайловской Закубанской пустыни. И в этом же году 30 июня произошло землетрясение. Никто из насельников не пострадал. Более того, так как стены монастырского корпуса рухнули наружу, внутреннее убранство храма осталось неповрежденным.

Постепенно на территории монастыря и рядом с ним были возведены дома для общежития и трапезы. Приумножилось и хозяйство, были построены амбар, мельница, скотный двор, баня и работный дом. Обзавелась обитель и святынями, среди которых были образ Феодоровской Божией Матери и чудотворная Тихвинская икона. 

Источник: dzen.ru

Площадь монастыря была обнесена кирпичной оградой, а к главному корпусу примыкал большой сад. При главных монастырских воротах имелась небольшая странноприимница, где в течении года выдавалось до пяти тысяч бесплатных обедов богомольцам и просто приезжающим людям.

В 1916 году история монастыря прервалась. Причиной стали беспорядки, которые начались из-за насильственной мобилизации инородцев на тыловые работы. Произошел мятеж, который охватил весь край, и в результате часть монахов была убита.

В советский период на территории обители трижды были организованы детские дома. Последний из них – «Мээрим булагы», под руководством Гульнары Дегенбаевой. Узнав об истории монастыря, она решила его восстановить. Директор поехала в Москву, познакомилась с схиархимандритом Илием и получила благословение на возрождение Храма Свято-Троицкого монастыря.

В 2012 году детдом посетил владыко Среднеазиатский Викентий и передал будущей обители ценные архивы о монастыре. А год спустя епископ Бишкексий и Кыргызстанский освятил еще не восстановленную часовню. С этого момента в храме начали проводить службы. В апреле 2013 года малый монастырский храм был полностью отреставрирован.

Серафимо-Феогностовский Аксайский скит

Эта обитель находится в часе езды от Алматы. История ее возникновения восходит к началу ХХ столетия. Именно в это время в Иссык-Кульский Свято-Троицкий монастырь из Глинской пустыни прибывают несколько иноков, среди которых монахи Серафим (Богословский), Феогност (Пивоваров) и Анатолий (Смирнов).

Источник: АПН

В 1909 году Серафима и Анатолия пригласили в Верный, где их рукоположили, и они приняли священный сан. Служение монахи несли в Успенской церкви. Феогност присоединялся к ним в 1916 году, после разграбления Свято-Троицкой обители. Он был одним из насельников монастыря, который смог избежать гибели.

После прихода в марте 1918 года к власти большевиков и расстрела епископа Пимена (Белоликова), монахи ушли в горы, и в восьми верстах от города, в горном урочище Медео, на сопке Мохнатой создали скит. Иеромонах Серафим обустроил в нем церковь, вырытую в склоне горы.

Позже они отдали его монахиням, а сами решили искать более уединенное место. Отшельники нашли его на горе Кызыл-Жар. Монахи оборудовали кельи, вырыли пещеры и создали церковь. Их ежедневный быт, кроме молитв, включал в себя ведение хозяйства и выращивание овощей для пропитания.

Несмотря на удаленность от города, множество верующих приходили участвовать в богослужениях, которые проводили отшельники. Узнав об этом, в скит направили несколько красноармейцев. Монахи приютили путников, а ночью те убили братьев Феогноста и Серафима. Иеромонах Анатолий смог скрыться в лесу.

Келья иеромонаха Анатолия и Пещерная келья, в которой был застрелен иеромонах Феогност.

На другой день прибыли представители новой власти, они осмотрели место и разрешили похоронить монахов. С тех пор могила Серафима и Феогноста стала почитаться верующими. В 1991 году на ней был установлен поклонный крест, а затем возведена часовенная сень.

Известно немало случаев исцелений и чудес, происходящих на могиле преподобномучеников. В 1993 году Серафим и Феогност были прославлены в как местночтимые святые Алматинской епархии. А в августе 2000 года их причислили к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских для общецерковного почитания.

В 1996 году на месте Кызыл-Жарского скита открылся мужской монастырь – Аксайская Серафимо-Феогностовская пустынь. В 2023 году здесь были проведены ремонтные работы. Реконструкция коснулась как самого скита, так и прилегающей к нему территории. В частности, была обустроена пешая тропа, что сделало подъем к скиту проще и безопаснее.

Рождество-Богородицкая Глинская пустынь

Глинская Рождество-Богородицкая пустынь была основана в начале XVI века в 160 километрах от Курска на месте явления чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы. Ныне это территория Сумской области Украины. В течение почти пяти столетий обитель является центром духовного просвещения.


Издавна пустынь славилась своей миссионерской, издательской деятельностью, и большим вкладом в дело народного просвещения и образования. Главной святыней обители была чудотворная икона Рождества Пресвятой Богородицы Пустынно-Глинская.

К чудесам, прославившим ее, относится избавление города Глухова от эпидемии холеры. В память этого события с 1857 года и поныне совершается ежегодный крестный ход из пустыни в Глухов. Многочисленные исцеления, совершавшиеся от иконы, привлекали в пустынь паломников со всех концов России.

На протяжении веков Глинская обитель являла миру образец истинного монашества: ее братия жила по строгому уставу, составленному «по образцу» Афонского. В обители поддерживали традицию духовного руководства новоначальных иноков опытными старцами.

Ежедневно все поступившие в обитель приходили к наставнику, очищали совесть подробным исповеданием всех своих помыслов, желаний и поступков. «Советовались со старцем, ...ни в чем не составляли своего разума», полностью отказывались от собственной воли, беспрекословно выполняя указания старца. 

После революции в 1922 года Глинская пустынь была закрыта. Все храмы, кроме больничного Крестовоздвиженского, и колокольни были взорваны, имущество расхищено, в том числе пропала и чудотворная Глинская икона. Местонахождение ее до сих пор неизвестно.

Источник: pravlife.org

В корпусах обители было образовано общежитие для детей голодающих из Поволжья. С 1928 года здесь находились сельскохозяйственная артель, а затем промкомбинат.

В годы Великой Отечественной войны, в 1942 году, пустынь вновь открыли, однако во время хрущевских гонений опять законсервировали. Братию разогнали, запретив даже взять с собой деньги, одежду или хотя бы продукты. Все помещения и имущество были переданы дому инвалидов.

В 1994 году Глинская пустынь была окончательно возвращена Церкви. Восстановлены и заново построены надвратный храм в честь Иверской иконы Божией Матери, Никольский собор с колокольней, и кельи.

На месте Ближнего скита освящен источник и поставлена часовня в честь святых праведных Иоакима и Анны. Также было восстановлено древнее монастырское кладбище, которое находится рядом с ним.

Постепенно Глинская пустынь – святое место, озаренное молитвой и трудом подвижников, – полностью возродилась. Появились в обители и новые святыни – Нерукотворный Образ Спасителя, а также мощи глинских старцев.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...