О чем молчит Капчагай? Малоизвестные факты о «казахстанской Атлантиде» | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

О чем молчит Капчагай? Малоизвестные факты о «казахстанской Атлантиде»

4831
13 минут
О чем молчит Капчагай? Малоизвестные факты о «казахстанской Атлантиде»

Автор: Shuhrat Mahsutov

Капчагай – не только гигантское искусственное хранилище пресной воды, но и кладезь мифов, легенд и преданий. Здесь удивительно сплелась история последнего пристанища казахского батыра, строительства стратегически важной переправы в царские времена и появления собственного «моря» рядом со столицей Советского Казахстана.

От усуней до казаков

По историческим данным, в далеком прошлом Илийская долина была владением усуней (кочевое племя тюркского либо индоевропейского происхождения, II в. до н.э.- V в. н.э.). Они разводили здесь овец, верблюдов, лошадей.

В средние века сюда приезжали европейские путешественники и старались наладить дипломатические отношения с азиатскими соседями.

На сайте e-history.kz приводятся сведения монаха-францисканца Гильома де Рубрука, который побывал в регионе в 1253-1255 годах и оставил такое описание реки Или: «…нашли там большую реку, через которую надлежало переправиться на судне…».

В XIX веке казахский ученый-этнограф Шокан Уалиханов, повторяя путь де Рубрука, отметил в дневнике:

«…переправу через Или… содержат казахи рода Албан…, производят на плоскодонных суднах. Способ перевоза общий на всем Востоке: судно привязывается к хвостам лошадей, которые тянут его вплавь. Судно было очень ветхое: один лодочник правил рулем, а другие выливали воду, которая вытекала через дурно законопаченные войлоком щели».

Вид на р.Или

Но это место известно не только своей переправой через Или. В XVII веке в 20 км от Капчагая, согласно общепринятой версии, калмыки создали множество петроглифов, изображений таинственных божеств, поздних буддистских надписей – ныне это место называется Тамгалы-тас. Кроме того, здесь имеется камень с древнетюркскими руническими письменами VIII-IX веков, предположительно оставленный кипчаками.

Так когда же в западной части будущего водохранилища появилось Илийское поселение?

Интересно, что в разных источниках сведения разнятся. Так, согласно книге «Солнечный город» писателя, исследователя истории города Капчагай Владимира Тарана (именно его материалы легли в основу статьи на e-history), первые записи о поселении Илийском датируются 1853 годом. Некий топограф Сонин избрал эту местность для переправы через реку Или и занялся строительством укрепления «за рекой Илею». Позже, для охраны и обслуживания переправы в эту местность было командировано сорок солдат под предводительством хорунжего Лаптева. Летом 1854 года в поселении был построен первый саманный дом.

А вот согласно информации из книги «Русские в Казахстане» Александра Науменко, Илийский фактически был основан приставом Большой орды, князем Михаилом Дмитриевичем Перемышльским. «2 июля 1853 года военно-экспедиционный отряд Перемышльского навел переправу через реку Или и основал бивак в местечке Иссык, а весной 1854 года на реке Алматинке вместе с инженером Л. Александровым заложили укрепление Верное», - говорится в книге.

Хотя, вероятно, эти два факта взаимосвязаны.

План Илийский, 1887 г.

О переправе через Или

Как гласит предание, переправа отряда Перемышльского через реку Или проходила в сложных погодных условиях – при сильной грозе, порывистом ветре и сверкающих молниях. Возможно, поэтому прибывшие переселенцы связали название реки Или с именем пророка Илии (Ильи-громовержца). 

В 1856 году о трудностях переправы через Или пишет и русский географ и путешественник Петр Семенов (еще на тот момент не Тян-Шанский): «Ширина реки Или у пикета (Илийский был основан как пикет, а позже стал выселком – прим.АПН) от 300 до 400 метров. Переправа наша через Или оказалась довольно затруднительной и взяла немало времени. Хотя течение против Илийского пикета не особенно быстро, но в нём немало опасных водоворотов. Тарантас мой переправили кое-как на каюке, но я сам вынужден был переправляться с казаками верхом на лошадях вплавь».

Именно из-за сурового течения Или и многочисленных мелей судоходство на реке практически не было развито. С перевозкой почтовых грузов, перемещением военных, транспорта и гуртов скота едва справлялись паромы. Хотя попытки предпринимались. В 1856 году парусное судно «Св. Николай» с 8 000 пудов муки вышло с Бертысской пристани (недалеко от современного города Балхаш) и 72 дня добиралось до Илийского выселка. Путешествие сопровождалось многочисленными испытаниями: судно садилось на мель, рвался парус и ломался руль.

14 марта 1883 года на воду в Илийском выселке был спущен купленный в Англии на деньги местного купца Юлдашева винтовой пароход «Колпаковский». Он совершил-таки несколько рейсов с грузом, однако выяснилось, что пароходство требует больших затрат.

Пароход Колпаковский

Чуть раньше – в конце 70-х-в и в 80-е годы – областная администрация поднимала вопрос о замене паромной переправы на постоянный мост. В конце концов в 1881 году началось строительство Илийского моста. Судя по архивным документам с сайта Starinariy.kz, где собраны уникальные документы об истории Верного, строил его инспектор строительных работ при Туркестанском строительном комитете гражданский инженер Н. А. Петров. А финансировалось строительство из особого сбора коренного кочевого населения. Металлические конструкции моста заказывал на металлургических заводах России П. В. Гурдэ. Причем, этот металл был очень высокого качества.

Мост длиной 260 м, шириной 10,7 м, с высотой подмостового габарита 6,4 м был освящен епископом Туркестанским и Ташкентским Неофитом (Неводчиковым) 5 июня 1884 года. Этот мост был уникальный: с одиннадцатью пролетами, построенный по системе Гау с использованием дерева и железа и гранитной облицовкой углов – он был единственным в своем роде на азиатской территории Российской империи. Илийский мост служил верой и правдой вплоть до 1953 года, когда его заменили на современный автомобильный.

Мост через Или

О церкви

В маленьком выселке Илийском, где жили в том числе семиреченские казаки, контролировавшие переправу, была не только собственная церковь, но и часовня. Причем, часовня была построена на 10 лет раньше храма.

ЧасовняАвтор: А.Ионов, «Река Или»

Она стояла недалеко от Илийского моста на берегу реки. В начале XX века бытовало мнение, что ее возвели по распоряжению генерал-губернатора Степного края Герасима Алексеевича Колпаковского в честь перехода русских войск в Заилийский край в 1853 году и завоевания Семиречья. Однако, согласно данным краеведов сайта Starinariy.kz, это всего лишь легенда. А часовню построили по инициативе и на средства купцов Кузнецовых, которые также строили церковь в выселке Карабулакском. А Колпаковский, как военный губернатор, лишь поддержал желание купцов, о чем сказано в его письме на имя Василия Кузнецова 1871 года.

В этом же году часовня из сырцового кирпича и была построена. Через три года, правда, ее решили переделать, использовав более прочный жженый кирпич. Но илийские казаки не понимали, зачем им часовня, если нет церкви, хотя согласились с купцом Кузнецовым, одновременно ходатайствуя епископу Туркестанскому и Ташкентскому о том, чтобы им разрешили построить часовню не на берегу, а ближе к казармам на крепостной площади, намереваясь в дальнейшем преобразовать ее в церковь. Но купец и областные власти отказались от этого, а казакам предложили построить церковь в выбранном ими месте на собственные средства. Каких у бедных казаков в то время не было.

В результате Илийская часовня была полностью достроена в 1876 году, а иконы для нее заказывали местному иконописцу Головину.

Мост ИлиАвтор: С. Н. Голиневич, 1929 г.

Между тем церковь в центре Илийска все же появилась, но лишь через несколько лет. Это был небольшой храм во имя пророка Божия Илии из сырцового кирпича, возведенный на собственные средства жителей и на добровольные пожертвования. Вместо колокольни – звонница, колокола были подвешены на четырех столбах с навесом. Освящена церковь была по благословению того же епископа Неофита 12 декабря 1884 года.

Она была приписана к Мало-Алматинской Казанской церкви, своего священника не было. И только в 1907 году военное начальство Илийска решило взять на содержание священника и псаломщика, и приказом Св. Синода от 14 августа 1908 года в Илийском был открыт самостоятельный приход. В 1907 году прихожан насчитывалось 550, что не вмещала сырцовая церковь. И было принято решение купить старую деревянную в селе Зайцевском и поставить ее у себя в выселке. Уничтожили тот храм в 20-е годы XX века.

Новая церковь, ИлийскАвтор: С. Н. Голиневич, 1929 г.

 Новая церковь ИлийскАлматинский областной архив

Старая церковь, Илийск

Про советское время

Советскую власть в выселке установили в мае 1918 года. Местный атаман Бородихин в полдень 23 мая отбил телеграмму в Верный: «Признаем Советскую власть, подчиняемся ее распоряжениям, оружие и патроны сданы в выселковый склад, образовали комитет общественной безопасности для порядка выселка и охраны моста».

Жители Илийска в советское время занимались добычей чия и камыша для поделочных работ и устройства юрт, обыкновенной колючки, используемой на дрова, кeндыря – «илийского льна» – для производства веревок, тары, рыболовецкой снасти. Но основным их промыслом было рыболовство.

Интересна история появления сазана в водах реки Или. В 1905 году у верненского мельника Ф. Богданова паводком прорвало плотину в пруду, где он выращивал завезенных с Чу рыб. Весь сазан по стокам ушел в Или, где к 1915 году приобрел промысловое значение.

А еще в Илийске охотились на диких кабанов и даже прибалхашского тигра, которых, однако, не встретил высланный в январе 1928 года в Алма-Ату и охотившийся в Илийске Лев Троцкий. Он так вспоминал о небогатой охоте на Или: «Всего около 40 уток». И добавлял, что охотиться лучше на Балхаше, где точно водятся леопарды и тигры. Однако, заявил: «Я решил заключить пакт о ненападении с тиграми».

Хотя то, что тигры не только водились в Илийске, но и вредили домашнему скоту, доподлинно известно.

«Тигры особенно часто встречались у Илийска, причем не в одиночку, а группами по 2-3 зверя. От них погибло много лошадей и рогатого скота. В июле 1896 года казаки убили взрослую тигрицу на р. Каскеленке, самец же скрылся. В октябре того же года в 12 км от Илийска в урочище Карасу казаки убили большого тигра. В 1896 г. там же добыли взрослую самку. Весной 1897 г. в районе Илийска был очень большой пожар тростников, после которого недалеко от поселка нашли трупы маленьких тигрят», - пишет историк Андрей Михайлов.

Об илийских тиграх АПН подробно писал здесь.

К слову, следы последнего тигра на Или охотники встречали в 1948 году. Ученые полагают, что тигры исчезли в 1952 году в результате интенсивного освоения региона человеком, устройства им «самопалов» тростника.

В 1920-е годы в Илийске вновь вернулись к идее о судоходстве. В мае 1926 года было организовано Илийское пароходство, а в следующем году на судоремонтном заводе на реке Или появился пассажирский теплоход «Коммунар» и товарный баркас «Казахстанец».

Судоходство на Или продолжало развиваться. Как отмечается на сайте e-history, к 1930 году, кроме транспортных судов, пароходство имело целую флотилию мелких рыболовецких судов, обслуживавшую малотоннажные баржи. Позже на реке Или была налажена поставка и сборка секций-заготовок пароходов и барж Сормовского и Киевского судостроительных заводов. Потом этот флот сумел обеспечить перевозку значительной доли грузов для строительства Балхашского медеплавильного завода, а также стал связующим звеном между Турксибом и новостройками Карагандинской железной дороги. В годы Великой Отечественной войны Балхаш-Илийское пароходство обеспечивало Балхашский медеплавильный завод необходимым сырьем, осуществляло торговые перевозки в Китай, а также обеспечивало саксаулом Алма-Ату.

В 60-е годы советские ученые (в частности, Шафик Чокин) выдвинули предложение по строительству на реке Или гидроэлектростанции и искусственного водохранилища. Проект был экономически обоснован: благодаря водохранилищу удастся развить орошаемое земледелие на общей площади в 3 295 500 гектар, увеличить производство риса, молочных продуктов, овощей, фруктов и картофеля для населения.

Место, где находился поселок Илийский, и выбрали для строительства водохранилища. На тот момент в Илийском жили более 5 тысяч человек. Их переселили в новые поселки: Новоилийск (затем Капчагай, а сейчас - Конаев), Николаевку (ныне Жетыген/Алатау) и рыболовецкий колхоз (ныне - Арна). Был разобран мост, снесены дома, а захоронения со старинного поселкового кладбища перенесены на новое место. Понятно, что не все – позже даже появилась легенда о том, что то тут, то там местные находили всплывшие гробы.

29 сентября 1969 года в 4 часа 15 минут местного времени главное русло реки Или было перекрыто камнебросной плотиной. 26 декабря этого же года начался первый этап заполнения водохранилища, а весной 1970 года поселок Илийск ушел на дно искусственного водохранилища, подарив жизнь рукотворному Капчагайскому озеру.

Сегодня Капшагайская ГЭС выдает электрическую энергию в национальную электрическую сеть 220 кВ, от которой получает электроэнергию и город Конаев. 

Загадки Острова любви

В северной части Капчагая, недалеко от Алматинских зон отдыха, существует единственный остров. Народ его называет Островом любви, а официально это остров Утеген-батыра.

Его длина около полутора километров, около двух километров его отделяет от берега.

Утеген-батыр был одним из героев освободительной войны казахов против джунгар в XVIII веке. Смелый воин и талантливый полководец, он был захвачен в плен в бою и отправлен во Внутренний Китай. Согласно преданию, его держали в колодках более десяти лет. Когда их сняли, посчитав, что его воля сломлена, Утеген перебил стражников и совершил дерзкий побег. Ему потребовалось несколько лет, чтобы вернуться на родину. Остаток жизни он провёл в районе нынешнего Капчагая, где и был похоронен на вершине холма.

В начале 70-х годов, из-за угрозы затопления могилы водами Капчагайского водохранилища, потомки героя перезахоронили его останки в Кордайском районе Жамбылской области. Возвышенность, где располагалась могила, превратилась в остров, который получил имя батыра.

В 2020 году современные потомки Утеген-батыра построили в западной части острова небольшой мавзолей, который стал одним из самых необычных центров притяжения для паломников и туристов. Туда сегодня организуют экскурсии на катерах.

Остров Утеген-батыра

О чем рассказывают местные?

По словам местных жителей, когда здесь строили водохранилище, дно старались углубить. К слову, его наибольшая глубина – 45 м. Однако местность здесь каменистая, даже скалистая, поэтому приходилось в долину реки закладывать взрывчатку. Сегодня с со стороны Алматинских зон отдыха, если двигаться по берегу на запад, можно увидеть местами поднятую взрывами скальную породу. А осенью, когда Капчагай мельчает, живописные скалистые островки становятся очень хорошо видны и даже доступны с берега.

«Казахи издревле считали это место мистическим и недобрым. Ведь здесь спонтанно могут возникнуть песчаные бури. Для караванов, которые шли торговым путем по этим местам, это могло быть смертельно опасным. Мы сами однажды попали в такую бурю на рыбалке, когда пять минут назад на небе ни облачка, и внезапно поднимается буря и все засыпает кругом песком. Поэтому скот здесь старались не пасти. А если взять пробу земли отсюда и отвезти в институт земледелия, там сразу скажут: «Капчагайская земля». У нее вообще ничего нет, кроме песка. Мы живем на песке, поливаем песок», - рассказал владелец одной из зон отдыха на Капчагае Всеволод Лукашов.

P.S. С наступлением лета интерес к Капчагаю у людей вырастает вновь. Правда, связан он в основном с пляжным отдыхом. А ведь если бы люди знали, на месте каких исторических событий они загорают, едят арбузы и слушают Инстасамку, может, и отношение к этому водоему и местности было бы более бережным.

А завершить наш материал хотелось бы словами нашего собеседника Лукашова: «Капчагай – он затягивает, сюда хочется возвращаться и возвращаться. Многие говорят: заходишь в воду и попадаешь в состояние «я и море, и ничего вокруг»».

Источники:

1.Сайт Starinariy – История, люди, истории города Верный

2. Сайт E-history - История Казахстана (книга «Солнечный город» В. Таран)

3. Сайт vernoye-almaty.kz – Очерки истории Алматы

4. Qonaev-gorod.kz – Сайт города Конаев

5. Ratel.kz – «Илийск - посёлок, который ныне покоится на дне Капчагая. Каким он был и кто в нём жил» (Андрей Михайлов)

 

 

  • Комментарии
Загрузка комментариев...