Как Рождество заменяли Новым годом в советское время | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Как Рождество заменяли Новым годом в советское время

28
7 минут
Как Рождество заменяли Новым годом в советское время
В советское время отмечали в основном Новый год, Рождество находилось в опале. Новый год был официальным праздником – с неизменной украшенной елкой, которую венчала Красная звезда, такая же, как и на главной башне Кремля в центре Москвы. И это считалось догмой, системой координат в семьях, где мамы и папы – коммунисты, их дети – комсомольцы, пионеры и октябрята. Идейно правильным гражданам было невдомек, что раньше на елочной макушке сияла иная звезда – Вифлеемская, которая знаменовала приход в мир Иисуса Христа.

Разве что неидейные бабушки подвязывали голову платком и направлялись в церковь, где смиренно и радостно внимали словам и молитвам священников, славящих Рождество. Стоящие крепко в вере старушки осеняли себя крестным знамением и молились за своих близких, воспитанных советским строем атеистами…

Если немного углубиться в историю Рождества, то можно узнать, что традиционное христианское Рождество упразднила юная советская власть, отрицающая идею Создателя. Но процесс отмены елки как символа праздника был запущен еще императором Николаем II. Он же и учредил в весенний месяц 1915 года орган, названный «Особым комитетом для объединения мероприятий по противодействию германского засилья». Это случилось после празднования Рождества – с елочкой и песнопениями – немецкими военнопленными в саратовском госпитале, что и возмутило императора. И монарх отменил «вражеский» атрибут.
2.Ленин и дети.png
Ленин и дети

1918 год ознаменовался сменой власти в Германии. Коминтерн возобновил культурный обмен с немецкой стороной. Вождь мирового пролетариата Владимир Ульянов (Ленин) проникся симпатиями к немецкой культуре за время, проведенное в Германии. Он выступил инициатором распространения елочной традиции в Сокольниках. Ленина привлекали традиционные каноны, свойственные «старому миру». И он призывал однопартийцев культивировать эти каноны в новой революционной культуре. После смерти Ильича в 1924 году на елочные празднования стали косо смотреть коммунисты.

3.Дети и плакаты.jpg
Дети и плакаты

И в 1927 году праздник был официально запрещен советской властью. Именно тогда звезду Вифлеема на елке сменила Красная звезда. Далее шли поиски формата празднования Нового года с учетом отмененного Рождества. Перед тем, как пуститься хороводом под елкой, граждане должны были слушать доклад о вредности религии для пролетариата. Потом следовал идейно выверенный концерт – с песнями и стихами, речевками и танцами, выражающими радость торжества нового над старым: «Мы свой мы новый мир построим, кто был ничем, тот станет всем».

Ведь, собственно, победой Октябрьской революции в октябре 1917-го года был дан старт новому летоисчислению. И в этой истории не Иисус, а вождь мирового пролетариата стал сакральной личностью, а потом и его преемник.

В 1935 году новогоднюю елку реабилитировали – с подачи первого секретаря Киевского обкома партии Павла Постышева, который на страницах «Правды» рассуждал о том, что дети рабочих нуждаются в «прекрасном удовольствии». И нужно организовать «хорошую елку». Идея партийца была одобрена Сталиным. Харьков стал первым городом в СССР, где более тысячи детей приняли участие в новогоднем карнавале. Кстати, именно это событие отмечено было цитатой речи товарища Сталина – на первой странице январского номера журнала «Крокодил»: «Жить стало лучше, товарищи. Жить стало веселее». Изречение цитируется и по сегодняшний день – по тому или иному поводу.

4. Жить стало лучше. Журнал Крокодил.jpg
Жить стало лучше. Журнал Крокодил

У большевиков была надежда расположить людей – вопреки попранию партийцами обычаев, привычек и традиций народов, населяющих Советский Союз. А Павла Постышева, который способствовал возрождению духа Рождества, репрессировали в 1939 году.

С 1936 года елка постепенно «осовечивалась», что отражалось в тематике елочных игрушек. Появились фигурки военных, спортсменов, этнографика в украшениях, бытовая и трудовая символика. С начала сороковых непременным атрибутом, традицией Нового года становится «елочка пушистая». Пережив периоды трудных времен, меняя наряды – от скромных до роскошных – елка по-прежнему «на праздник к нам спешит».

Советский Союз распался в 1991 году, рассыпались по своим квартирам страны и народы. Реабилитированы были верования. Пришло понимание истинного значения Рождества, с его елочной символикой. По преданию деревья, радуясь рождению Христа, понесли младенцу в подарок свои дары, деревце яблони – яблоки, вишневое дерево – вишни. Елка боялась приблизиться, она роняла слезы в стороне, боясь уколоть ребенка. Но необычный малыш, жалея елку, решил украсить ее. И водрузил на пушистые ветки ели игрушки, сласти, ленты. Так и повелось.

В нашей многонациональной республике празднуют Рождество христиане. В мусульманских традициях не принято отмечать этот праздник, но мусульмане, тем не менее, относятся к нему с почтением, так как Рождество служит напоминанием о приходе в мир великого Пророка.

Те, кто пришел к вере в советское время, знают, что отступление от атеизма, неприятие его, могло привести к серьезным последствиям. Свидетели советского времени помнят, как власть пыталась пресекать проявления веры: в трудовых коллективах существовали товарищеские суды. Тех, кто ходил в церковь или праздновал айт даже у себя дома, приглашали на собрания, разбирали их «неправильное поведение». Вера была тайной, скрытой. Случалось, что ретивые атеисты, узнав о чьей-то вере, писали анонимки, «доводили до сведения» товарищеских судов.

6. Епископ Каскеленский Геннадий.jpg
Епископ Каскеленский Геннадий

Представители советской эпохи, кто выбрал путь служения в церкви, понимали, что этот выбор сопряжен с серьезными рисками. И христианские праздники следовало отмечать, соблюдая конспирацию.

Об этом поведал Епископ Каскеленский Геннадий, в миру – Михаил Борисович Гоголев, член Союза писателей РФ:

«Из празднования Рождества Христова в начале 80-х мне вспоминается такая картинка. Старый деревянный домик на окраине Москвы в Троице-Лыково. Стол накрыт белоснежной скатертью. За столом несколько семей с детишками. Одна семья многодетная. На столе чай, печенье и плотная зеленая «патриархийная» Библия».

7. Михаил Гоголев-юноша.jpg
Михаил Гоголев-юноша

Вера была под запретом. И ее приходилось скрывать всем, как и будущему священнику в обстоятельствах атеизма:

«Мы стараемся громко не говорить. Читаем ветхозаветные пророчества и евангельское повествование о Рождестве. Колядки, упаси Бог, не поем. И расходимся по отдельности в кромешную тьму в разных направлениях. Потому что, в случае визита участкового, присутствие в помещении нескольких детей и Библии – это повод к возбуждению даже не административного, а уголовного дела! В законодательстве существовала норма о привлечении к уголовной ответственности за обучение детей религии – статья 142 Уголовного кодекса РСФСР, – ее отменят только в 1991 году».

Христиане убеждены: «Если Бог с нами, то кто против нас». Люди светские руководствуются нормами морали, которые призывают не лгать, не красть, не причинять другому зла, почитать старших, уважать труд и делать добро. И эти нормы сродни библейским заповедям.
8. Ирина Переверзева.jpg
Ирина Владимировна Переверзева

Ирина Владимировна Переверзева в Казахстане в течение десяти лет исполняла обязанности заместителя генерального консула РФ, ныне она работает директором Российского центра науки и культуры в Валлетте (Мальта):

«В нашей семье в советское время отмечали только Новый год. Но я знала, что есть Рождество и Старый Новый год. В Рождество бабушка ходила в церковь, она была единственная, кто ходил в церковь. В первый раз мы проявили интерес к Рождеству тогда, когда я закончила университет. Будучи преподавателем в Сельскохозяйственной академии в Костроме, я узнала, что кто-то из наших приятелей ходил в церковь, чтобы посмотреть, как отмечают верующие Рождество. И это был первый случай, когда мы столкнулись с этим явлением – празднованием Рождества. Но при этом все знали о Пасхе. Рождество мы в семье как-то особенно не празднуем, но обычно меня зовут к себе друзья, которые отмечают это событие. Мы же отмечаем светский Новый год, но еще и Старый Новый год».

Два этих праздника – Новый год и Рождество – соседствуют в нашем календаре. Их взаимоотношения на протяжении многих лет претерпевали трансформацию. В настоящее время они дополняют друг друга и символизируют наши надежды на лучшее.

Фото из личных архивов героев интервью и из открытых источников
  • Комментарии
Загрузка комментариев...