
На своём Телеграм-канале известный казахстанский историк Радик Темиргалиев опубликовал интересную заметку о прошлом страны. В ней историк напоминает, что Казахстан формально обрёл статус суверенного государства с правом выхода из состава СССР ещё 5 декабря 1936 года. При этом он говорит, что не все далеко знают предпосылку этого события, сообщает 365info.
Дело в том, что Киргизская (Казахская) АССР стала первой в истории советской национальной республикой в Центральной Азии. На картах мира она появилась в 1920 году – за два года до создания Советского Союза, хотя находящаяся южнее Туркестанская ССР возникла ещё в 1918 году.
Но вскоре границы изменились вновь. В ходе национально-территориального размежевания были созданы Узбекская ССР и Туркменская ССР, быстро получившие статус союзных и суверенных республик, обладающих тем же правом выхода из Советского Союза.
Отечественный историк Радик Темиргалиев. Фото 365info
Казахская АССР, однако, на время осталась в составе РСФСР. Казахские большевики были этому недовольны и стали настойчиво добиваться статуса союзной республики. Лидеры политических группировок страны, прежде жестоко враждовавших между собой, показали в этом “полное единодушие” со слов Темиргалиева.
Совместные усилия не заставили себя долго ждать и уже 26 сентября 1924 года Пленум Киробкома постановил:
“Считать, что КАССР в новых границах, как по значительности территории, так и по количеству населения, а также по экономическому и политическому значению (смежное с Китаем расположение) нисколько не уступает другим среднеазиатским национальным республикам и должна наравне с последним войти в состав СССР, как независимая республика, на договорных началах”.
Более того, уже 29 сентября 1924 года этот пункт был продублирован также в постановлении 3-ей Сессии КирЦИК. Предложение было озвучено в ходе различных выступлений и письменных обращений «националов».Очевидно, что в высших политических кулуарах того времени не были довольны такой инициативой “снизу”.
Далее, 11 октября 1924 года, было принято новое Постановление Политбюро ЦК РКП (б):
“Не возражать в принципе против вхождения Киргизской Республики на договорных началах в СССР, считать необходимым отложить практическое проведение этого решения впредь до выяснения опыта работы Киргизской республики на новых началах и в новых границах, и предложить киргизскому обкому провести через советские органы республики соответствующее постановление. Предложить киргизскому обкому воспрепятствовать дальнейшему обсуждению вопроса как в партийных органах, так и беспартийных массах.
Считая абсолютно недопустимым перенесение этого вопроса на обсуждение и решение по советской линии без предварительного решения ЦК РКП, просить ЦКК расследовать, каким образом делу было дано направление по советской линии, и привлечь виновных к ответственности за нарушение партийной дисциплины”.
Иными словами, пока процесс превращения в союзную республике в Казахстане политически “застопорился”, центр в Москве создавал Узбекскую ССР и Туркменскую ССР на месте недавно ликвидированных и независимых Бухарской и Хорезмской республик. А чтобы в советское руководство “не летели” обвинения в аннексии, было указано, что в СССР они вошли “на договорных началах”.
Карта Казахской ССР. Изображение Free Images
Вновь возвращаясь к теме формального суверенитета Казахстана, становится очевидно, что в планах союзного руководства его не было. Усилия и призывы к формальной “независимости” в рамках СССР для казахских большевиков на тот период не имели каких-то серьёзных последствий, пишет автор. Однако в репрессивные 1937 и 1938 годы им это “напомнили”, обвинив их в том числе в “казахском сепаратизме”. Кроме того, звучали и абсурдные обвинения, вроде планов создания “Великого Казахстан от Алтая до Волги, от Бухарских степей и до Сибири”, хотя не были известны даже “идеологи” этой, мягко говоря, странной затеи.
“Национал-уклонистские элементы – садвакасовцы, ходжановцы, рыскуловцы, мендешевцы, – пытались без ведома ЦК нашей партии объявить Казахстан союзной республикой… Садвакасовцы, ходжановцы, мендешевцы, рыскуловцы объявление Казахстана союзной республикой хотели использовать для отделения Казахстана от великого Советского Союза. В этом они встретили горячее сочувствие и поддержку со стороны алашордынцев”, – писал И. Кабулов в 1937 году в статье “От Советской автономной – к Советской союзной”.
По злой ли иронии судьбы, но спустя несколько месяцев Кабулов был репрессирован и расстрелян.
Спустя время большинство казахов-большевиков было реабилитировано.
Но на этот неприятный исторический эпизод последующие советские исследователи старались не обращать внимание. Всё дело в “неудобности” этого исторического факта для идеологии СССР, а также в его “непростой интерпретации”, подытоживает Радик Темиргалиев.
Изображение: Википедия