Ранее АПН уже писало о доказательствах существования Иисуса Христа. Статья годовой давности рассказывает о научных открытиях, которые подтверждают земной путь Спасителя. Но о Туринской плащанице или о Кумранских свитках уже знает каждый христианин и даже скептик, по понятным причинам предвзято относящийся к такого рода доказательствам.
Однако кроме археологических доказательств существуют и исторические. Не притрагиваясь к Евангелиям, которые прямо рассказывают о земной жизни Господа, в исторических трактатах действительно можно найти слова, упоминающие Иисуса Христа как реально существовавшего примерно две тысячи лет назад человека.
Иосиф Флавий
Иосиф Флавий, еврейский историк I века, дважды упоминает Иисуса Христа в своем труде «Иудейские древности» (Antiquitates Judaicae), написанном около 93–94 гг. н.э. Эти упоминания являются важными для историков, поскольку они рассматриваются как возможные нехристианские свидетельства о Христе.Фото: Иосиф Флавий. Источник: pinterest.com
Первое и наиболее известное упоминание Иисуса, известное как «Свидетельство Флавия» (Книга 18, глава 3, пункт 3), представляет собой краткое изложение событий, связанных с Иисусом. Примерный перевод звучит так:
«В это время жил Иисус, человек мудрый, если его вообще можно назвать человеком. Он был творцом удивительных дел, наставником людей, которые с радостью принимают истину. Он привлекал к себе многих иудеев и также многих из эллинов. Он был Христом. И когда по доносу наших первых мужей Пилат предал его распятию, его не оставили те, кто прежде любил его. Он явился им живым на третий день, как предсказали божественные пророки, вместе со множеством других удивительных вещей о нем. И до сих пор существует племя христиан, названное по его имени».
Этот отрывок, однако, вызывает множество споров. Некоторые ученые считают, что текст подвергся христианской интерполяции, так как фраза "Он был Христом" и утверждение о воскресении выглядят как добавления, сделанные поздними христианами. Второе же упоминание историка (Книга 20, глава 9, пункт 1) считается более достоверным и редко оспаривается. Однако оно не прямо о Христе, а о его брате Иакове, и имеет более скромный контекст:
«Около этого времени первосвященник Ананий... собрал судей Синедриона и привел перед ними Иакова, брата Иисуса, называемого Христом, и некоторых других. Он обвинил их в нарушении закона и предал их побиению камнями».
Тем не менее, эти упоминания могут быть реальным подтверждением существования Иисуса как исторической личности. Брат Иаков также был одной из ключевых фигур в ранней христианской общине в Иерусалиме. Эти тексты важны для понимания того, как Иисус воспринимался иудеями и римлянами вне христианской традиции.
Тацит
Тацит, римский историк, упоминает Иисуса в своем произведении «Анналы» (около 116 года н.э.) в контексте преследования христиан в Риме при императоре Нероне. В частности, в книге 15 он описывает, как Нерон возложил вину за большой пожар в Риме 64 года на христиан, и в этом контексте он упоминает Иисуса, называя его «Христос».Фото: Тацит в представлении художника начала XX века. Источник: «Википедия»
«В это время Нерон подверг жестоким наказаниям людей, которых называли христианами, и которых в то время обвинили в поджоге Рима. Этот народ получил свое имя от Христа, который, при правлении Тиберия, был осужден Понтием Пилатом», – упоминает Тацит в 44-й главе Анналов, что подтверждает историческую версию о его распятии.
Еще один отрывок показывает, что христианство уже стало значимым движением в то время, и его последователи подвергались гонениям:
«Чтобы подавить слухи о том, что многие в этом народе были убиты, он (Нерон) предложил их в жертву публичным казням и изощренным мучениям».
Фото: Пожар в Риме. худ-к Юбер Робер, 1785 г.
Известно также, что Тацит был римским сенатором и историком, который писал свои произведения для римской аудитории. Упоминание о христианах и Иисусе в контексте преследования и обвинений в их адрес не является позитивным, а скорее нейтральным или даже негативным, что подкрепляет непредвзятость римского историка к личности Иисуса Христа.
Светоний, Плиний Младший и Лукиан из Самосаты
Античные авторы Светоний, Плиний Младший и Лукиан из Самосаты не были профессиональными историками, но также упоминали христианскую общину и ее основателя.Биограф римских императоров Светоний (около 69–122 гг.) в своем произведении «Жизни двенадцати цезарей», а именно императора Клавдия, упоминал о христианах в контексте изгнания евреев из Рима «из-за непрекращающихся волнений, вызванных Христом». Это свидетельство, хотя и краткое, но показывает, что христиане уже существовали в Риме и вызывали интерес властей:
«Из-за беспокойства, вызванного Христом, он (Клавдий) изгнал из Рима всех евреев».
Плиний Младший (около 61–113 гг.), римский наместник Вифинии и Понта (ныне территория современной Турции), написал письмо императору Траяну около 110 года н. э., где рассказал свои взаимодействия с христианами в провинции Вифиния. Он сообщает о том, что христиане собирались по воскресеньям для пения гимнов Христу как Богу и обсуждения своей веры. Плиний был обеспокоен быстрым распространением их обычаев и рассматривает христианские собрания как потенциальную отправную точку для мятежа, из-за чего он подвергал христиан пыткам, чтобы заставить их отречься от веры. Эти письма являются важным свидетельством о существовании христианских общин и их практиках на раннем этапе христианства:
Фото: Обложка советских переводов Плиния
«Я обнаружил, что большинство людей, которые в этой провинции считаются христианами, не отказываются от их веры. Они собираются в назначенные дни, чтобы петь гимны Христу как Богу и клянутся соблюдать нравственные нормы».
Лукиан из Самосаты, писатель-сатирик, живший около 120–180 гг. упоминает христиан в своих рассказах, иронизируя над их верой и ее основателем. Он описывает христиан как людей, которые обожают «распятого мудреца» и считает их приверженность идеалам морали и любви забавной, но в то же время признает, что христианство привлекает множество последователей:
«Они поклоняются распятому мудрецу и следуют его учению, считая его божеством».
Лукиан часто высмеивал различные религиозные практики и философские идеи, что может говорить о его непредвзятости к христианам, а его труды серьезным историческим доказательством существования Иисуса Христа.
Несмотря на споры вокруг некоторых текстов, упоминания Иисуса Христа в трудах историков и писателей античности представляют собой важный пласт доказательств его реального существования. Особенно когда они содержат критический или нейтральный взгляд, подчеркивая независимость авторов от религиозного влияния.
Таким образом, исторические источники, в дополнение к археологическим находкам, дают нам достаточно оснований рассматривать Иисуса Христа не только как религиозный символ, но и как реального человека, чья жизнь стала началом одного из самых значимых движений в истории человечества.