Автор перевода: Тамерлан Салык, корреспондент АПН.
Укрывшаяся в далёкой Аляске русская православная церковь Святого Николая переживает возрождение, в чём не последнюю роль сыграли племена индейцев-атабасков, пишет The Frederick News Post.
Подарочные иконы от русских царей, курильницы с драгоценностями, русские проповеди вдали от России и другие “неизвестные сокровища” православного мира Аляски
Русская православная церковь Святого Николая (Никольская церковь) является не только памятником православия на Аляске, но и частью российского периода холодного полуострова.
Здание церкви сейчас. Фото The Frederick News Post
Старинное здание находится в деревне Эклутна, место которой приходится на окраину крупнейшего города Аляски – Анкориджа. Официально считается, что её построили в 1870 году. Впрочем, появиться храм мог и куда раньше, поскольку его стиль “менее формальный”, чем у других русских православных церквей на Аляске конца 19 века.
Несмотря на отдалённость от православного мира, в вековых дубовых стенах церкви бережно хранятся “христианские сокровища”: религиозные иконы, подаренными самими царями Романовыми, панно с картинами маслом и инкрустированными драгоценными камнями курильницами едва ли могут оставить равнодушными.
Фото The Frederick News Post
За пределами храма православный погост покоится с десятком миниатюрных и сделанных из дерева “домов духов” коренных жителей Аляски. Этакая смесь могильных православных памятников и языческих домиков, с размером чуть больше скворечника, и где свой приют, по вере коренных жителей, обрели духи некогда живших на этой далёкой земле.
Фото The Frederick News Post
К слову, в конце 19 века Эклутна переехала на свое нынешнее место примерно в 25 милях к северо-востоку от центра Анкориджа, так как другая сторона залива была наводнена охотниками и золотоискателями.
“Русская православная церковь – часть нашего наследия” – Атабаски
Но вернёмся к церкви. Сейчас она переживает трёхлетний проект не так давно начавшейся реставрации.
Коренные жители Аляски, племена атабасков, поддерживают эту благую меру. В последний день октября некоторые их них пришли посмотреть на снос колокольни и вспомнить.
“Мой дедушка участвовал в перемещении этого здания… используя лодку, пересекающую залив”, — сказала 79-летняя Джина Ондола, которая тоже присутствовала на церемонии сноса колокольни. Жительница помнит, как посещала церковь на похоронах и в праздники.
Церковь в 20 веке. Фото The Frederick News Post
“Присутствующие в церкви пели гимны на русском языке. Священник провел службу на русском языке, который мало кто понимал”, - рассказала женщина.
Реставрация старинной Никольской церкви проводится за счёт гранта в размере 350 тысяч долларов от Службы национальных парков. Специалисты по охране природы надеются, что это будет стимулировать дальнейшую работу не только по инвентаризации религиозных икон церкви, но и домов духов в сотрудничестве с атабасками.
“Деревня Эклутна имеет долгую историю заботы о церкви и попыток её сохранить. Сейчас не так много последователей Русской Православной Церкви, но это часть нашего наследия, и мы хотим, чтобы оно сохранилось”, — сказал Аарон Леггетт, президент и председатель племенного совета деревни Эклутны.
Взлёт и падение Русской Аляски. О будущем Никольской церкви
Церковь Св. Николая является заметным атрибутом и даже неким символом российской аляскинской одиссеи, начавшейся почти три столетия назад. В 1725 году сам Пётр I послал датского моряка Витуса Беринга исследовать неведомые холодные территории. Высадка состоялась в 1741 году, и вскоре этот регион наводнили русские охотники в поисках шкур каланов, вступая, однако, в столкновения с живущими на Аляске алеутами.
Витус Беринг. Картинки Википедия
Русские поселения стали возникать по всей Аляске. Первый камень был заложен в Уналашке в 1772 году, а затем дальше на севере и востоке, аккурат в момент возникновения индустрии торговли мехом.
Впрочем, навсегда остаться российским регионом Аляске было не суждено. В 1867 году состоялась знаменитая сделка продажи Россией Аляски Соединённым Штатам за 7,2 миллиона долларов. Однако американским штатом Аляска официально стала только в 1959 году.
Миссия русской православной церкви появилась на острове Кадьяк в 1794 году. Православные миссионеры распространяли веру в регионе, покрестив 18 000 коренных аляскинцев. Несмотря на небольшое количество православных христиан в Аляске в XXI веке, до 50 000 жителей региона исповедуют именно православие.
Наследие российской аляскинской одиссеи особенно часто встречается в топонимах. Так, многие географические объекты Аляски до сих пор носят русские названия. Русский язык и традиции в конце концов слились с языком и традициями коренных народов на протяжении десятилетий. После смешанных браков многие коренные жители Аляски получили русские фамилии.
На Аляске существует около 80 исторических православных церквей. Однако погода и сила времени наносят ущерб старинным постройкам, делая, однако, усилия по восстановлению ещё более важными. В Национальный реестр исторических мест включено 33 церкви, и около трети из них нуждаются в срочной реставрации. Об этом сообщает Русская православная святыня на Аляске, которая занимается сохранением церквей в штате.
Лучшие сохранившиеся церкви можно найти в крупных городах, включая Анкоридж, Уналаску, Кенай и Ситку.
Сейчас Никольская церковь выполняет скорее туристическую, а не религиозную роль. По словам местных жителей, в церкви даже нет постоянного священника.
По словам архитектора Джобе Бернье, проект реставрации призван вернуть зданию его “самый важный период значения”, а это примерно двадцатые годы прошлого столетия.
“По-прежнему важно, чтобы это был туристический объект, туристическое направление и информативный сайт. Однако его основная функция священна, и это важно для всех нас, даже для тех из нас, кто не является православным”, - подытожил Бернье.
Вот таким образом старинные православные церкви сохраняют вдали от стран православного мира, в частности, в США.
Изображение: The Frederick News Post