
Как так случилось, что один из влиятельных ангелов превратился в дьявола? В Ветхом и Новом Заветах есть отрывки, проливающие свет на произошедшее, пишет The Collector.
Грехопадение сатаны – одно из главных краеугольных событий в христианстве. Слово «сатана» имеет еврейские корни, буквально означающее «обвинитель» или «противник», олицетворяющего абсолютное зло в библейском повествовании.
Другие имена сатаны — Люцифер, что означает «сияющий, носитель света», Вельзевул (Луки 11:18), что означает «повелитель мух». Титулы «Дневная звезда» (или «Утренняя звезда») и «Сын Зари» (Исайя 14:12) также относятся к сатане.
Ипостаси сатаны
Сатана не только имеет много имен, но и ипостасей.
На страницах священного писания сатану изображают в виде змея (Бытие 3), дракона (Откровение 12) и даже в виде Левиафана, водяного змея (Иов 41, Исаия 27:1). Изображения Люцифера могут различаться, поскольку «сатана принимает вид ангела света» (2 Коринфянам 11:14).
My Jewish Learning
Сегодня многие миряне и учёные одинаково отвергают идею сатаны как сущности, так как считают его мифическим воплощением зла в мире. В Ветхом и Новом Заветах упоминания сатаны в различных формах, которые он принимает, показывают, что они рассматривали его как реального противника человечества.
Но так было не всегда. До грехопадения сатана занимал возвышенное положение, служа в присутствии Бога и нося высокий титул херувима. Он служил в божьем тронном зале – Скинии.
В книге пророка Иезекииля (28:12) Господь называет сатану «царём Тира». Он описывает прежнее положение сатаны, говоря: «Ты был помазанным херувимом-хранителем» (стих 14), называя его также «херувимом-хранителем из среды огненных камней» (стих 16).
Причины грехопадения
Согласно Иезекиилю, сатана был «печатью совершенства, полного мудрости и совершенного в красоте» (28:12). В этой главе сатана описывается как идеальный ангел. Но этому скоро было суждено измениться…
Падение сатаны можно сравнить с нарастающим снежным комом. Сначала его сердце возгордилось из-за его красоты. Возникшая гордыня исказила его мудрость, повлияв на его дальнейшие действия. Он стал непочтителен к священному окружению и жестоким в мыслях, если не на деле.
Пророк Исаия добавляет некоторые штрихи к портрету сатаны. После первоначального обращения к царю Вавилона оратор обращается к сатане, говоря: «Как ты упал с небес, о Дневная Звезда, сын Зари!» Сатана хотел возвыситься ещё выше. На сей раз - над звездами Божьими (стих 12).
Именно звезды часто являются метафорой ангелов в Священном Писании, как указывают Иов (38:7) и Откровение (1:20). Согласно ей, сатана хотел возвыситься из числа ангелов до правящего ими – ангел, на тот момент уже падший, хотел взойти на престол и поставить себя на один уровень с Богом (стихи 13 и 14).
Падение сатаны на Землю
Вот так свидетельствовал Иисус Христос: «Я видел сатану, спадшего, как молнию, с неба» (Луки 10:18).
В 12-й главе Откровения сатана изображен в виде дракона. Все потому, что в стихе 9 дракон назван «змеем древним, называемым диаволом и сатаной, обманщиком всего мира». Описание дракона как многоголового существа напоминает Левиафана (Псалом 74:14). Сатана также соотносится с Левиафаном как змеем-драконом (Исайя 27:1).
Smithsonian American Art Museum
Этот дракон своим хвостом взял треть небесных звезд (ангелов) и бросил их с собой на землю. В символическом контексте Откровения хвост интерпретируется не столько буквально, сколько метафорически. Что представляет собой этот хвост? В пророческом смысле лгавшего пророка называли хвостом (Исайя 9:15). Сам Иисус назвал сатану отцом лжи (Иоанна 8:44). Таким образом, Люцифер обманул одну треть ангелов, заставив их пасть вместе с ним.
Падение сатаны произошло до сотворения человека, так как он появился в образе змея в Эдеме. Там он обманул человечество и заставил его тоже пасть, дав Еве «запретный плод», обещав им возвеличивание и сказав, что и Адам, и Ева могут «быть как Бог, зная добро и зло» (Бытие 3:5).
Второе падение?
Хотя с падением сатаны он и другие падшие ангелы больше не жили на небесах, это событие не означало, что им не была «открыта дверь на небеса». Несколько упоминаний в Библии показывают, что сатана всё ещё мог войти на небеса для обсуждения спорных вопросов.
В первой и второй главе книги Иова сатана появляется на небесном совете среди «сынов Божьих». Последнее часто является ссылкой на ангелов в Библии (Второзаконие 32:8; Иов 38:7).
Знаменитый спор между архангелом Михаилом и сатаной по поводу тела Моисея, по-видимому, происходит там же, где председательствует Бог, что подразумевает небеса (Иуды 1:9). Однако именно 12-я глава Откровения даёт лучшее описание природы и места конфликтов между сатаной, его ангелами и небесным воинством.
National Catholic Register
В Откровении 12:7 говорится, что на небесах разразилась война. Хотя это может относиться и к настоящему сражению, скорее всего, это относится к острой словесной полемике. Дело в том, что слово «война» по-древнегречески звучит как «полемос», откуда и произошло слово «полемика».
Михаил и его ангелы победили сатану и его армию аргументами, но не мечом. Те потеряли право доступа в небесные сферы с правом спорить и, таким образом обвинять.
Это событие произошло, когда Иисус вознёсся на небеса и занял свое место небесного правителя (стих 5). Может быть сатана желал занять место, отведённое для Иисуса, и Бог изгнал его из его прежнего небесного жилища по причине его гордыни и бунта? Однако ему был разрешен доступ в райские места для изложения своих доводов до тех пор, пока не осталось ничего, что можно было бы оспаривать. Но позиция, которую хотел занять сатана, уже была занята. Сатане и его армии падших ангелов не позволили попасть на небеса: «И не было уже места им на небе» (Откровение 12:8).
Тысячелетнее заключение
В 20-й главе Откровения рассказывается о том, что произошло с сатаной в период, известный как Тысячелетие.
После своего падения и окончательного изгнания из рая сатана закован в цепи и брошен в бездонную яму. Цепи и бездну лучше всего понимать, как метафоры, поскольку Откровение — очень символичная книга. Немыслимо, чтобы сатану можно было физически заковать или удержать в глубокой бездне, запертой над ним, как буквально предполагает текст.
После тысячелетнего заключения сатана вновь появляется, чтобы снова обмануть народы (Откровение 20:7). Сатана и его приспешники нападают на стан святых и на любимый город – новый Иерусалим. Однако их план сорван, потому что с неба падает огонь и пожирает их всех. На этот раз текст описывает окончательное падение сатаны; в озеро огненное (Откровение 20:10).
В заключение
Ни один отрывок Священного Писания не описывает историю падения сатаны целиком.
MeisterDrucke
Однако падение приближенного к Богу некогда могущественного херувима возникает воедино из фрагментов библейских стихов и глав, которые складываются вместе, как единый паззл.
И его достаточно, чтобы реконструировать причины падения сатаны. Сатана обманул треть ангелов, и они пали вместе с ним на землю. При этом сатана все еще имел, по крайней мере, частичный доступ в небесные места, чтобы участвовать в дебатах и выдвигать обвинения против святых.
Но и этого он был лишен или, скорее всего, лишился сам.
Изображение: Pepperdine University, Google Images
Рерайт и перевод: Тамерлан Салык