6 июня будет отмечаться день рождения великого русского поэта Александра Пушкина, а также День русского языка. В преддверии праздника корреспондент АПН побеседовал с известным проповедником, писателем и педагогом, старшим священником и духовником Алексеевского ставропигиального женского монастыря Москвы, протоиереем Артемием Владимировым. Мы поговорили с ним о том, что слово может лечить душу, а книги формируют эстетический вкус и характер человека.
Отец Артемий Владимиров - автор ряда книг: «Сказки для детей и взрослых», «Государев венец», «Белый ангел Москвы», «Учебник жизни», «У креста и Евангелия», «Герои античной Эллады» и др. Священнослужитель в своих книгах ведет повествование, отталкиваясь от сюжетов русских народных традиций и имен мировых сказок.
Отец Артемий Владимиров
Источник: radiovera.ru
В начале было Слово
- Вы пишете сказки для детей и взрослых. Ваши сказки можно назвать сказкотерапией как лечебное чтиво для души?
- Давайте учтем, что слово лечит, если оно исходит из глубины доброго, искреннего сердца. И в этом смысле художественное слово, как и музыка, конечно, благотворно воздействует на душу. Каким образом? Я веду речь не о рэпе, а о классической музыке, о Моцарте, например.
Каким образом? Слово успокаивает, гармонизирует, умиряет душу. В Евангелии мы узнаем, что духовное слово очищает ум, сердце. Народ слушал Христа Спасителя, если почитать внимательно свидетельства евангелистов, с услаждением.
То есть Слово Христа не просто терапевтически снимало стресс, тревоги, но оно радовало, вдохновляло. В этом отношении многообразные жанры литературы обладают различными свойствами.
В частности, сказка, русская сказка, сказки народов мира... Я в свое время, наверное, до 12 лет, перечитал множество сказок народов мира. Почему любил сказки? Сказка – это особый жанр, как будто предназначенный для детского восприятия, но на самом деле... бабушки и мамочки с не меньшим удовольствием читают сказки. Пересказывая ребенку, они их всегда творчески дополняют применительно к маленькому слушателю.
Источник: pixabay
Сказки замечательны тем, что в них всегда свершается победа добра над злом. Если только не брать некоторые европейские сказки, они бывают очень жестокими.
Наше всё
– Вот сказки Александра Сергеевича Пушкина. Они вобрали в себя все сокровища нашего народного творчества. Сказки очень многозначны, символичны. И хорошая сказка на самом деле всегда восходит, пусть не явным образом, а больше тайно, к вечным библейским, евангельским сюжетам.
Во всяком случае так обстоит дело у нас в России. Возьмете ли образ Иванушки-дурачка, вроде бы «крейзи», немножко не такой, как остальные, но этот образ пересекается с очень блаженными, юродивыми святыми, которые глубочайшую мудрость скрывали за личиной неадекватного поведения.
Многие символы мне очень нравятся, например, «Жар- птица». Знаете, вот на севере у многих на люстрах висит птица счастья из тонко обработанных пластиночек дерева, очень похоже на образ «Жар-птицы».
Если помните, Иванушка-дурачок пытался схватить ее, вырвал огненное перо, спрятал у себя на сердце. В моем восприятии «Жар-птица» – это образ Божьей благости, Божьей благодати, Божьей любви.
Задача педагога заключается в том, чтобы перо этой сказочной птицы каждому из наших слушателей положить на сердце, потому что сегодня дети не согреты любовью. А возьмите сказочных героинь, они же в себе таят потерянное для многих наших современников понятие женственности.
Вернемся к сказкам «Золушка», «Дюймовочка», «Красная Шапочка», «Белоснежка», «Синдерелла»… Герда - моя любимая героиня.
И в этом смысле педагог, умеющий общаться с детьми, знает, что сказка – это очень благодатный материал для нравственного воспитания, укрепления, избавления от ложных понятий. Почему? В силу нетривиальности, загадочности, таинственности сюжета.
Иногда какие-то прописные истины наскучивают ребенку, если их повторять слишком часто и прибегать к одним и тем же словам и образам. Поэтому опытный педагог – я говорю о педагоге-христианине, – будет с удовольствием пользоваться всем многообразием сюжетов, скажем, русской и зарубежной литературы, в частности, прибегать к сказке.
Ну а я в свое время издал книжечку сказок для детей и взрослых, в которой запечатлел маленькие сюжеты. В свое время, в 1989 году, по Первой программе телевидения, таких шесть сюжетов у меня прошло в передачу «Праздник каждый день». Это была наследница передачи «Спокойной ночи, малыши». Была такая тетя Валя с Хрюшей и Степашей. Она ушла на пенсию, и пригласили батюшку Артемия.
Источник: pixabay
Как сказка сказывается
– Скажите, пожалуйста, отец Артемий, а где вы сюжеты берете для своих сказок?
– Сюжеты могут быть классические, но творческие, переиначенные. Скажем, «Снежная королева», «Золушка». А могут быть творческие, извлеченные из недр вашего духа.
– Вы многие свои сюжеты сами выдумываете?
– Я не большой выдумщик и не великий сказочник. Нельзя сказать, что каждый месяц выпускается мной новая книга сказок. У меня все-таки и другие жанры есть: и поэтические, и воспроизведение исторических сказаний, есть мемуарная литература. Но когда ты общаешься с подрастающим поколением, сказки рождаются иногда сами собой.
Например, вот вы видите батюшку с длинной бородой, московской. Он спрашивает: «Как вы думаете, дорогие пятиклассники, чем отец Артемий похож на Старика Хоттабыча?» («Старик Хоттабыч» - советская повесть-сказка Лазаря Лагина).
Хотя иногда с удивлением узнаю, что современный ребенок этих образов классических уже не знает. Но если дети хоть что-нибудь еще читают, они говорят: «У вас такая же борода, как у него!».
«Мало того, что такая же борода, но если вы захотите выдернуть волосинку из моей бороды и успеете загадать желание, то оно сбудется! Интересно вам? Давайте загадывать скорее желание!», - отвечает батюшка.
– А сколько сказок у вас уже на счету?
– Если говорить о книге «Сказки для детей и взрослых», по-моему, сказок 12-13 в поэтической форме.
– Если детям сказки, как жанр, понятны с самого детства, чем тогда можно к сказке привлечь взрослого читателя?
– Знаете ли, сказка, она говорит многое многим, и что-то воспринимает ребенок, а что-то воспринимает взрослый человек. Скажем, моя Красная Шапочка оставила корзину с пирожками на тропинке, забыла, что мама ей говорила: не останавливайся по пути и иди прямо к бабушке. Но, увидев луг с цветами, привлеченная ароматом незабудок, шиповника дикого, увидев белые лепестки ромашки, девочка пошла на этот луг и стала беседовать с цветами.
И спрашивала колокольчик: «Колокольчик, а почему твоя синяя головка все время наклонена вниз, ты что, в депрессии находишься?» – «Нет, милая Шапочка, я никогда не скучаю. Мне не грустно одному. Но головка моя склонена к земле, потому что я знаю тайну смирения и кротости и не завидую своим более цветистым собратьям. Ибо Бог гордым противится, а смиренным дает благодать».
Вот вам слово про депрессию и про смирение, что дает большую пищу для размышлений, как избежать этой болезни и состояния души.
Источник: pixabay
– А были ли у вас какие-то случаи, когда к вам обращались с благодарностью, говоря, что ваша сказка помогла исцелиться?
– Вы знаете, было немало таких случаев. Особенно меня удивляло, что в 1989 году прошло шесть десятиминутных передач. Но это было центральное советское телевидение. От Азербайджана до Мурманска, от Калининграда до Петропавловска-Камчатского.
Было еще шесть передач подготовлено, но телевидение уже не пропустило их. Но те передачи, которые успели выйти в эфир, до сих пор отзываются в моей жизни. Потому что я встречаю уже, простите, бабушек и дедушек, которые говорят мне: «Батюшка, когда я выходила замуж, я посмотрела вашу сказку «Красная Шапочка» и поняла, как мне общаться с моим будущим супругом. Нельзя быть скучной, нельзя быть раздражительной, нужно быть веселой, как ромашка. Батюшка, напишите, пожалуйста, еще одну сказку».
Справка: Старший священник и духовник Алексеевского монастыря протоиерей Артемий Владимиров является членом Союза писателей России; членом Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, имеет и другие звания.