Фото из открытых источников
Казахстанка Мария Мудряк, оперная певица с мировой известностью, разместила в своих соцсетях благодарственное письмо от президента Касым-Жомарта Токаева за активное участие в подготовке и проведении саммита Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в городе Астане. При этом мало кому известно, что еще совсем недавно врачи пророчили: Мария больше никогда не сможет петь.
Мария Мудряк и президент
Президент РК в этом письме дает оценку событию: «Организация такого масштабного международного форума в нашей стране стала свидетельством признанного авторитета Республики Казахстан на евразийском пространстве и мировой арене». В завершении своего обращения Касым-Жомарт Кемелевич пожелал Марии Мудряк «крепкого здоровья, благополучия и дальнейших успехов». Обозначено в письме время и место – «Астана, Акорда, июль 2024 года». В ответ Мария Мудряк через соцсети поблагодарила Касым-Жомарта Токаева: «Господин Президент, спасибо большое! Для меня честь выступать за мою Родину Казахстан».
Народная любимица Мария Мудряк вместе с другими исполнителями – в их число также входили заслуженная артистка РК Майра Мухамедкызы, народный артист Казахстана Димаш Кудайберген – приняла участие в концерте, который был дан в честь глав государств. В пул почетных зрителей вошли также руководители международных организаций, прибывшие на саммит ШОС.
Для Марии Мудряк 2024 год стал знаменательным. Казахстанской оперной певице, входящей в топ-10 ведущих сопрано мира, в этом году исполнилось 30 лет. Ей рукоплескали в оперных театрах мира. Однако выпускница Миланской государственной консерватории имени Джузеппе Верди свой юбилей хотела отметить именно в Казахстане, на своей родине. Зрители считали, что в этот день, 6 апреля 2024 года, им повезло слушать пение одной из лучших оперных исполнительниц мира – в Алматы в Казахском Национальном театре оперы и балета имени Абая состоялся большой концерт Марии Мудряк. В самом начале она обратилась к публике, сообщив о том, что счастлива встретить свое тридцатилетие с казахстанцами.
Пела Мария Мудряк в сопровождении симфонического оркестра театра «Астана Балет» в стенах Almaty Theatre. Концерт в честь юбилея оперной певицы был включен в гастроли театра «Астана Балет» в Алматы. Дирижерский пульт в этот вечер принадлежал приглашенному маэстро Джузеппе Аквавива, партнером в оперных партиях Марии Мудряк выступил Дамир Садуахасов.
В зале на концерте дочери присутствовала мама Марии, ее личный импресарио, она специально прибыла из Милана, также спешил успеть на концерт отец певицы из Павлодара. Ведь именно родители, в числе немногих в зале, знали, что всего месяц назад Мария с триумфом вернулась на мировую оперную сцену – после двухлетнего молчания.
Девушка преодолевала тяжелые последствия инсульта, который случился после того, как она переболела ковидом. Мария потеряла голос, ей не повиновались рука и нога, девушка с трудом писала. Вердикт врачей был фатален – с пением придется навсегда распрощаться. От певицы отказался агент, объявив всем, что Мудряк не сможет петь никогда. Мария и ее мама не согласились с врачебным приговором и с мнением профессиональной среды. На семейном совете решили, что надо ехать на море.
Обессиленная Мария ощущала слабость, с трудом двигалась. Но мама настаивала, убеждала, что движение – это жизнь. Так, шаг за шагом девушка тренировала руки, тело. Попытка петь была предпринята через год после инсульта. Но голос не вернулся. Певица будто утратила сам навык пения, что раньше происходило автоматически.
Легче было отступить и найти себе иное занятие. Но девушка решила бороться, определила дистанцию на год. И начала с самого простого, доступного – пела гаммы, распевки, простые романсы, песни. Усилия певицы не прошли даром. Мария ощутила, что есть небольшой прогресс, ее это воодушевило. Потом год занималась у известного в Риме педагога – приходилось к ней ездить за несколько сот километров. Даже один урок вызывал у Марии усталость, изнеможение, требовалось упорство и вера в успех, чтобы продолжать занятия. А также нужна была вера в то, что есть очень сильный помощник и опора – Господь. Женщины молились за исцеление.
И все усилия были вознаграждены – голос возвращался. Казалось, что Мария обрела былую форму, но возникла новая серьезная проблема – страх сцены. Мария приходила на прослушивание в Ла Скала, заставляла себя петь и отступала перед сковывающим страхом. И вновь шла на прослушивания – лишь бы побороть панику.
Наступил перелом: певицу пригласили петь в сложной опере Моцарта. По признанию Марии, ей пришлось полгода готовиться премьере, заучивать массивы музыкального материала. На генеральном спектакле после того, как певица исполнила труднейшую арию, публика отреагировала восторженным криком, овациями, за кулисами горячими аплодисментами певицу встречали сотрудники театра. Мария считает это событие самым счастливым днем в жизни.
Не забывая о Родине
Любое посещение Казахстана – это соединение с родиной, счастливое время. Алматы Мария называет городом-праздником, где можно радоваться каждой минуте. Именно здесь, в кругу родных, коллег и друзей певица отметила свое тридцатилетие. Будучи человеком верующим, Мария, по ее признанию, не форсирует событий, во всем полагаясь на волю Бога. Именно так отвечает она и на вопрос, почему до сих пор не замужем – все будет в свое время. Тем более, что в Италии не принято рано обзаводиться семьей.
Жизнь певицы регламентирована концертами, конкурсами, частыми поездками в Казахстан. Случаются самые разнообразные события, порой – драматические, такие, как тяжелая автомобильная авария на переезде из Астаны в Павлодар, в которой Мария и ее родители чудом уцелели. Примечательно, что сразу после ДТП Мария нашла белого котенка в снегу, которого забрала с собой. Девушка называет его своим ангелом.
Певица выступала в большинстве европейских театров, а также в Австралии, Китае, США, России – Санкт-Петербурге, Москве. Но есть сцена – Метрополитен-опера, ведущая оперная площадка мира, – на которой, по словам Марии Мудряк, она мечтает спеть. В какой-то момент к актрисе пришло осознание, что она представляет Казахстан. И когда есть возможность, Мария на всех мировых сценах, участвуя в концертах, а не в спектаклях, исполняет «Казахский вальс» Хамиди. Неизменно публика встречает произведение восторженно. Также Мария хотела бы исполнять казахскую песню Кусни Корлан, которую нередко используют в операх казахских композиторов. По словам певицы, ее поражает глубина, которая кроется в простой мелодии:
«В песне, полной любви, звучит безысходный трагизм, тоска по любимой. В этом проявился гений нашего композитора Естая. Именно поэтому я хочу включить песню в репертуар. И в нынешнем своем возрасте я слышу ее иначе, чем раньше».
Мария Мудряк, став настоящей оперной звездой, всегда остается скромным человеком, открытым, доступным для общения. Подчас это удивляет людей. Она объясняет отсутствие ореола звездности:
«Мама с папой всегда наставляли меня: неважно, каких высот ты добился в жизни, но всегда должен оставаться хорошим человеком. Ведь прежде всего люди будут помнить о тебе именно как о человеке».
По наблюдениям Марии, чем более высокого уровня артист, тем больше сложностей преодолел он в карьере и жизни. Но тем проще и теплее такие мастера в общении – такими были Лучано Паваротти, Монтсеррат Кабалье, таким сегодня является Пласидо Доминго.