
В день казахстанского кино вспоминаем этапы развития казахстанского кинематографа.
Идеология как толчок к киноискусству
В городе Верном, как тогда назывался Алматы, первый киносеанс состоялся 22 июня 1910 года, в здании будущего кинотеатра «Марс». В том же году в Кокшетау появился первый летний кинотеатр. А спустя год в Верном появился «Электротеатр XX век» — первый регулярно работающий кинотеатр. Но эти коммерческие проекты киноиндустрию никак не развивали.
Зарождаться казахстанское кино начало в 1925 году, когда была проведена хроникальная съёмка V съезда Советов республики, проходившего в Кзыл-Орде. В том же году появился первый документальный фильм о Казахстане «Пятая годовщина КазАССР», выпущенный ленинградской студией «Совкино».
В 1929 году в Алма-Ате была создана первая киностудия, являвшаяся производственным отделением Всероссийского треста «Востоккино» (в 1934—1935 годах — «Востокфильм»). Были построены лаборатория, монтажная, мультипликационная студия и цех по съёмке надписей. Отделение самостоятельно выпустило несколько хроникальных киножурналов под общим названием «Последние известия». Выпускались отдельные короткометражные документальные фильмы-очерки, среди которых «Кооперация в аулах» (о изменении быта казахов), «Новая столица» (об Алма-Ате), «Кызыл Аскер», «На джайлау» (о работе передвижных «красных юрт», занимавшихся ликбезом и продвижением культуры среди кочевых казахов), «Алма-Ата и её окрестности», «Прибытие первого поезда в Алма-Ату», «Школы ликбеза». Наиболее популярным стал в те годы документальный фильм «Турксиб» (реж. В. Тюрин).
Несмотря на то, что организаторы местного отделения треста «Востоккино» планировали создание полноценной автономной киностудии на его базе, уже в 1931 году отделение было закрыто. Причиной, как рассказывает история, стали слабость технической базы и отсутствие сценариев.
Тем не менее, в 1934 году была организована Алма-Атинская студия кинохроники. Начался регулярный выпуск киножурнала «Советский Казахстан» и документальных фильмов. В Москве было начато дублирование советских фильмов на казахский язык.
В 1928 году на «Совкино» был снят фильм «Мятеж» — первый художественный фильм на казахстанском материале, экранизация одноимённого романа Дмитрия Фурманова (режиссёр Семен Тимошенко). В 1935 году на «Мосфильме» по роману казахстанского писателя Ивана Шухова «Ненависть» снят художественный фильм «Вражьи тропы» (режиссёр Иван Правов). Трест «Востоккино» выпустил художественные фильмы «Джут» (1931) и «Тайна Каратау» (1932).
Большинство фильмов того времени были агитационными. Конечно, они вошли в историю кино, но пересматривать сегодня их мало кто стремится.
По словам казахстанского киноведа Гульнар Абикеевой, «Казахстанское кино в советский период не испытало такого взлета, как киргизское или узбекское. Казахстан был очень сильно подвержен идеологии, поэтому, если не брать ярких личностей, огромное количество картин снималось заказного, производственного и историко-революционного характера».
Война и ЦОКС
Развитие казахстанского кинематографа замедлилось в войну. При этом в 1941 году на основании Постановления Совета Народных комиссаров Казахской ССР № 762 от 12 сентября 1941 года была организована Алма-Атинская киностудия художественных фильмов. 15 ноября 1941 года Алма-Атинская киностудия слилась с эвакуированными в Казахстан киностудиями «Мосфильм» и «Ленфильм» в Центральную Объединённую киностудию (ЦОКС), которая работала в Алма-Ате до 1944 года и выпускала в годы войны 80 % всех отечественных художественных фильмов. В частности, в павильонах ЦОКС были сняты обе серии фильма «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна.
Казахстанской тематике посвящены снятые на ЦОКС художественные фильмы «Белая роза» и «Батыры степей» (другое название — «Песнь о великане»), новелла «Сын бойца» из «Боевого киносборника № 12», фильм-концерт «Под звуки домбр». Фильм «Белая роза», увидевший свет в 1942 году, считается первой казахской кинокомедией (режиссёр Ефим Арон, в ролях: Шакен Айманов, Нурсулу Тапалова, Серке (Сералы) Кожамкулов.
25 января 1944 года Алма-Атинская киностудия была переименована в Алма-Атинскую киностудию художественных и хроникально-документальных фильмов и после реэвакуации «Мосфильма» и «Ленфильма» начала работать самостоятельно.
В шестидесятые годы в казахстанском кинематографе появляются несколько сильных кинокартин о войне. Одним из таких фильмов стал «Сказ о матери» (1963) казахстанского режиссера Александра Карпова. Актриса Амина Умурзакова, сыгравшая главную роль, вспоминала:
«Красота этой любви, скорбь и боль утраты, умение найти в себе силы жить после потери единственного сына, и не просто жить, а быть нужной людям – все это слилось в моей героине. Никогда не забыть мне встречи со зрителями в Целинограде. После премьеры фильма ко мне подошел седой рабочий и сказал: «Трое сыновей было у меня, и все погибли на фронте. Жена ослепла от слез. Но когда я рассказал ей о вашем фильме – захотела посмотреть его». Я сидела рядом с этой женщиной в зрительном зале и плакала вместе с ней».
Фильм «Земля отцов», снятый в 1966 году режиссером Шакеном Аймановым по сценарию Олжаса Сулейменова родился из небольшого стихотворения «Одна война окончилась другой». Фильм входит в ТОП-10 самых кассовых фильмов киностудии «Казахфильм», его посмотрели 4 200 000 зрителей. За роль в фильме актёр Елубай Умурзаков награждён премией Всесоюзного кинофестиваля и удостоен Государственной премии Казахской ССР.
Шестидесятники кино
Шакен Айманов стал легендой казахстанского кино, сняв такие культовые фильмы как «Наш милый доктор» (1957), «Ангел в тюбетейке» (1968), и кинокартину «Конец Атамана», сценарий к которой написали Андрей Михалков-Кончаловский и Эдуард Тропинин.
Фильм Элдора Уразбаева – «Транссибирский экспресс» стал продолжением фильма Шакена Айманова, где герой Асанали Ашимова из «Конца Атамана» теперь действует в Маньчжурии.
Надо отметить, что фильмы в то время снимались тоже не без идеологической повестки, что накладывало свой отпечаток на образы героев.
При этом советское кино стало отправной точкой для развития кинематографа перестроечного периода, а потом и для периода независимого Казахстана. Считается, что режиссеры 60-х годов во многом определили лицо казахстанской «классики».
Кино 60-х годов познакомило зрителей с такими видными режиссерами казахстанского кинематографа, как Абдулла Карсакбаев, Мажит Бегалин, Султан Ходжиков.
В те годы было принято выпускать один-два фильма в год для детей и подростков. Наиболее известные – «Меня зовут Кожа» (А. Карсакбаев), «Алпамыс идет в школу» (А. Карсакбаев), «Шок и Шер» (реж. К. Касымбеков), «У заставы «красные камни» (реж. Ш. Бейсембаев), «Мой дом на зеленых холмах» (А. Сулеева).
Перестройка по-киношному
Меняются время, меняются и персонажи. Яркий тому пример — фильм Игоря Вовнянко «Господи, помилуй души заблудших» (1991). Фильм рассказывает историю нравственного падения и возрождения юной школьницы. Обратившись к вере, она находит утешение в женском монастыре.
В перестроечный период фильмы стали зеркалом времени, отражая реалии без прикрас. От социалистического кино они отличались отсутствием пафоса. Режиссеры не стремились приукрашать действительность.
В эти годы появилось очень много молодых независимых кинематографистов — представителей казахской «новой волны». Ими стали вчерашние студенты мастерской Соловьева во ВГИКе.
Самым ярким фильмом, прогремевшим на весь союз, стал фильм «Игла» Рашида Нугманова, по сценарию Александра Баранова и Бахыта Килибаева, вышедший в 1988году. Армия поклонников Виктора Цоя в те времена росла стремительно.
«Я сам вырос на французском кино, и весь наш курс Соловьева смотрел исключительно фильмы французской волны, и каждый выбрал себе героя. Вот у меня, например, героем был Жан-Люк Годар, у Дарежана Омирбаева – Робер Брессон, кто-то выбрал Трюффо, кто-то обратил внимание на комедийное направление. Французское кино 60-х, 70-х, даже 30-х годов – это то, откуда наша новая волна выросла», - рассказывал режиссер Рашид Нугманов.
Казахстанское кино стали представлять и на европейских международных кинофестивалях, и 1989 год принес казахстанским режиссерам первые призы на престижных конкурсах. Фильм «Прикосновение» был показан в конкурсе Нантского кинофестиваля, «Волчонок среди людей» – во Франкфурте-на-Майне и в Лиссабоне, премьера «Влюбленной рыбки» состоялась в Нью-Йорке. Позже картина Дарежана Омирбаева «Кардиограмма» шла во Франции в прокате два месяца. «Жизнеописание юного аккордеониста» Сатыбалды Нарымбетова удостоен шести призов во главе с премией Жоржа Садуля Французской академии. Фильм «Фара» Абая Карпыкова получил приз за лучшую мужскую роль на Московском кинофестивале.
Независимость, отразившаяся в кино
Наступивший период независимости Казахстана вдохнул новую жизнь в казахстанское кино, которое избавлялось от постсоветского наследия. Начали подниматься темы, о которых долгие годы нельзя было говорить из-за идеологической цензуры. Фильмы рассказывали о коллективизации, о сталинских репрессиях, о восстании 1986 года. Поднимались и другие, важные для осмысления темы. В таких фильмах, как «Суржекей — ангел смерти», «Жизнеописание юного аккордеониста», «Людоед» без купюр показывалась реальность тех лет. В том числе и подвиг священнослужителей.
В этот период снимаются такие исторические фильмы, как «Гибель Отрара», «Батыр Баян», «Юные годы Абая», «Козы Корпеш и Баян Сулу», «Юность Жамбыла».
Запоминающимися фильмами тех лет стали: «Айналайын» (1990, реж. Б. Калымбетов); «Разлучница» (1991, реж. А. Каракулов); «Аллажа» (1993, реж. К. Абенов); «Голубиный звонарь» (1994, реж. А. Каракулов); «Слабое сердце» (1994, Е. Шинарбаев); «Тот, кто нежнее» (1996, реж. А. Карпыков); «Шанхай» (1996, реж. А. Баранов); «Горький дым осени» (1997, реж. Г. Шутанова); «Аксуат» (1997, реж. С. Апрымов); «Заманай» (1998, реж. Б. Шарип).
Современность
Современный казахстанский кинематограф помнит и взлеты, и падения. Но количество казахстанских фильмов значительно увеличилось, их показывают в кинотеатрах и на международных кинофестивалях. Появляется все больше новых имен, связанных с киноискусством и прославивших Казахстан.
В феврале 2013 года картина Эмира Байгазина «Уроки гармонии» получила награды на Берлинском кинофестивале и еще почти на пятидесяти международных смотрах. Фильм Сергея Дворцевого - «Тюльпан» (2008) был удостоен приза на Каннском фестивале.
Яркими представителями новой плеяды режиссеров являются Эмир Байгазин и Адильхан Ержанов, чьи фильмы фигурируют в списках лучших азиатских фильмов.
Одним словом, у казахстанского кино и сегодня есть свой зритель.
Фото взяты из открытых источников