История казахстанского кино: от идеологического к духовному | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

История казахстанского кино: от идеологического к духовному

10523
9 минут
История казахстанского кино: от идеологического к духовному

В день казахстанского кино вспоминаем этапы развития казахстанского кинематографа.

Идеология как толчок к киноискусству

В городе Верном, как тогда назывался Алматы, первый киносеанс состоялся 22 июня 1910 года, в здании будущего кинотеатра «Марс». В том же году в Кокшетау появился первый летний кинотеатр. А спустя год в Верном появился «Электротеатр XX век» — первый регулярно работающий кинотеатр. Но эти коммерческие проекты киноиндустрию никак не развивали.

Зарождаться казахстанское кино начало в 1925 году, когда была проведена хроникальная съёмка V съезда Советов республики, проходившего в Кзыл-Орде. В том же году появился первый документальный фильм о Казахстане «Пятая годовщина КазАССР», выпущенный ленинградской студией «Совкино».

В 1929 году в Алма-Ате была создана первая киностудия, являвшаяся производственным отделением Всероссийского треста «Востоккино» (в 1934—1935 годах — «Востокфильм»). Были построены лаборатория, монтажная, мультипликационная студия и цех по съёмке надписей. Отделение самостоятельно выпустило несколько хроникальных киножурналов под общим названием «Последние известия». Выпускались отдельные короткометражные документальные фильмы-очерки, среди которых «Кооперация в аулах» (о изменении быта казахов), «Новая столица» (об Алма-Ате), «Кызыл Аскер», «На джайлау» (о работе передвижных «красных юрт», занимавшихся ликбезом и продвижением культуры среди кочевых казахов), «Алма-Ата и её окрестности», «Прибытие первого поезда в Алма-Ату», «Школы ликбеза». Наиболее популярным стал в те годы документальный фильм «Турксиб» (реж. В. Тюрин).

Несмотря на то, что организаторы местного отделения треста «Востоккино» планировали создание полноценной автономной киностудии на его базе, уже в 1931 году отделение было закрыто. Причиной, как рассказывает история, стали слабость технической базы и отсутствие сценариев.

Тем не менее, в 1934 году была организована Алма-Атинская студия кинохроники. Начался регулярный выпуск киножурнала «Советский Казахстан» и документальных фильмов. В Москве было начато дублирование советских фильмов на казахский язык.

В 1928 году на «Совкино» был снят фильм «Мятеж» — первый художественный фильм на казахстанском материале, экранизация одноимённого романа Дмитрия Фурманова (режиссёр Семен Тимошенко). В 1935 году на «Мосфильме» по роману  казахстанского писателя Ивана Шухова «Ненависть» снят художественный фильм «Вражьи тропы» (режиссёр Иван Правов). Трест «Востоккино» выпустил художественные фильмы «Джут» (1931) и «Тайна Каратау» (1932).

Большинство фильмов того времени были агитационными. Конечно, они вошли в историю кино, но пересматривать сегодня их мало кто стремится.

По словам казахстанского киноведа Гульнар Абикеевой, «Казахстанское кино в советский период не испытало такого взлета, как киргизское или узбекское. Казахстан был очень сильно подвержен идеологии, поэтому, если не брать ярких личностей, огромное количество картин снималось заказного, производственного и историко-революционного характера».

Война и ЦОКС

Развитие казахстанского кинематографа замедлилось в войну. При этом в 1941 году на основании Постановления Совета Народных комиссаров Казахской ССР № 762 от 12 сентября 1941 года была организована Алма-Атинская киностудия художественных фильмов. 15 ноября 1941 года Алма-Атинская киностудия слилась с эвакуированными в Казахстан киностудиями «Мосфильм» и «Ленфильм» в Центральную Объединённую киностудию (ЦОКС), которая работала в Алма-Ате до 1944 года и выпускала в годы войны 80 % всех отечественных художественных фильмов. В частности, в павильонах ЦОКС были сняты обе серии фильма «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна.

Казахстанской тематике посвящены снятые на ЦОКС художественные фильмы «Белая роза» и «Батыры степей» (другое название — «Песнь о великане»), новелла «Сын бойца» из «Боевого киносборника № 12», фильм-концерт «Под звуки домбр». Фильм «Белая роза», увидевший свет в 1942 году, считается первой казахской кинокомедией (режиссёр Ефим Арон, в ролях: Шакен Айманов, Нурсулу Тапалова, Серке (Сералы) Кожамкулов.

25 января 1944 года Алма-Атинская киностудия была переименована в Алма-Атинскую киностудию художественных и хроникально-документальных фильмов и после реэвакуации «Мосфильма» и «Ленфильма» начала работать самостоятельно. 

В шестидесятые годы в казахстанском кинематографе появляются несколько сильных кинокартин о войне. Одним из таких фильмов стал «Сказ о матери» (1963) казахстанского режиссера Александра Карпова. Актриса Амина Умурзакова, сыгравшая главную роль, вспоминала:

«Красота этой любви, скорбь и боль утраты, умение найти в себе силы жить после потери единственного сына, и не просто жить, а быть нужной людям – все это слилось в моей героине. Никогда не забыть мне встречи со зрителями в Целинограде. После премьеры фильма ко мне подошел седой рабочий и сказал: «Трое сыновей было у меня, и все погибли на фронте. Жена ослепла от слез. Но когда я рассказал ей о вашем фильме – захотела посмотреть его». Я сидела рядом с этой женщиной в зрительном зале и плакала вместе с ней».

Фото 2_Амина Умурзакова. фото_e-history.jpg

Фото 4.jpg

Фильм «Земля отцов», снятый в 1966 году режиссером Шакеном Аймановым по сценарию Олжаса Сулейменова родился из небольшого стихотворения «Одна война окончилась другой». Фильм входит в ТОП-10 самых кассовых фильмов киностудии «Казахфильм», его посмотрели 4 200 000 зрителей. За роль в фильме актёр Елубай Умурзаков награждён премией Всесоюзного кинофестиваля и удостоен Государственной премии Казахской ССР.

Фото 3.jpg

Шестидесятники кино

Шакен Айманов стал легендой казахстанского кино, сняв такие культовые фильмы как «Наш милый доктор» (1957), «Ангел в тюбетейке» (1968), и кинокартину «Конец Атамана», сценарий к которой написали Андрей Михалков-Кончаловский и Эдуард Тропинин.

Фильм Элдора Уразбаева – «Транссибирский экспресс» стал продолжением фильма Шакена Айманова, где герой Асанали Ашимова из «Конца Атамана» теперь действует в Маньчжурии. 

Надо отметить, что фильмы в то время снимались тоже не без идеологической повестки, что накладывало свой отпечаток на образы героев.

Фото 5. Трансссибирский экспресс, 1977 г.jpg

При этом советское кино стало отправной точкой для развития кинематографа перестроечного периода, а потом и для периода независимого Казахстана. Считается, что режиссеры 60-х годов во многом определили лицо казахстанской «классики».

Кино 60-х годов познакомило зрителей с такими видными режиссерами казахстанского кинематографа, как Абдулла Карсакбаев, Мажит Бегалин, Султан Ходжиков.

В те годы было принято выпускать один-два фильма в год для детей и подростков. Наиболее известные – «Меня зовут Кожа» (А. Карсакбаев), «Алпамыс идет в школу» (А. Карсакбаев), «Шок и Шер» (реж. К. Касымбеков), «У заставы «красные камни» (реж. Ш. Бейсембаев), «Мой дом на зеленых холмах» (А. Сулеева). 

Фото 5_Кинопоиск___.png

Перестройка по-киношному

Меняются время, меняются и персонажи. Яркий тому пример — фильм Игоря Вовнянко «Господи, помилуй души заблудших» (1991). Фильм рассказывает историю нравственного падения и возрождения юной школьницы. Обратившись к вере, она находит утешение в женском монастыре.

Фото 6. Игорь Вовнянко_ognialatau.kz.jpg

В перестроечный период фильмы стали зеркалом времени, отражая реалии без прикрас. От социалистического кино они отличались отсутствием пафоса. Режиссеры не стремились приукрашать действительность.

В эти годы появилось очень много молодых независимых кинематографистов — представителей казахской «новой волны». Ими стали вчерашние студенты мастерской Соловьева во ВГИКе.

Самым ярким фильмом, прогремевшим на весь союз, стал фильм «Игла» Рашида Нугманова, по сценарию Александра Баранова и Бахыта Килибаева, вышедший в 1988году. Армия поклонников Виктора Цоя в те времена росла стремительно.

Фото 7_ Известия.jpg

«Я сам вырос на французском кино, и весь наш курс Соловьева смотрел исключительно фильмы французской волны, и каждый выбрал себе героя. Вот у меня, например, героем был Жан-Люк Годар, у Дарежана Омирбаева – Робер Брессон, кто-то выбрал Трюффо, кто-то обратил внимание на комедийное направление. Французское кино 60-х, 70-х, даже 30-х годов – это то, откуда наша новая волна выросла», - рассказывал режиссер Рашид Нугманов.

Казахстанское кино стали представлять и на европейских международных кинофестивалях, и 1989 год принес казахстанским режиссерам первые призы на престижных конкурсах. Фильм «Прикосновение» был показан в конкурсе Нантского кинофестиваля, «Волчонок среди людей» – во Франкфурте-на-Майне и в Лиссабоне, премьера «Влюбленной рыбки» состоялась в Нью-Йорке. Позже картина Дарежана Омирбаева «Кардиограмма» шла во Франции в прокате два месяца. «Жизнеописание юного аккордеониста» Сатыбалды Нарымбетова удостоен шести призов во главе с премией Жоржа Садуля Французской академии. Фильм «Фара» Абая Карпыкова получил приз за лучшую мужскую роль на Московском кинофестивале.

Независимость, отразившаяся в кино

Наступивший период независимости Казахстана вдохнул новую жизнь в казахстанское кино, которое избавлялось от постсоветского наследия. Начали подниматься темы, о которых долгие годы нельзя было говорить из-за идеологической цензуры. Фильмы рассказывали о коллективизации, о сталинских репрессиях, о восстании 1986 года. Поднимались и другие, важные для осмысления темы. В таких фильмах, как «Суржекей — ангел смерти», «Жизнеописание юного аккордеониста», «Людоед» без купюр показывалась реальность тех лет. В том числе и подвиг священнослужителей.

В этот период снимаются такие исторические фильмы, как «Гибель Отрара», «Батыр Баян», «Юные годы Абая», «Козы Корпеш и Баян Сулу», «Юность Жамбыла».

Фото 8_Гибель Отрара_Афиша.ру.jpg

Запоминающимися фильмами тех лет стали: «Айналайын» (1990, реж. Б. Калымбетов); «Разлучница» (1991, реж. А. Каракулов); «Аллажа» (1993, реж. К. Абенов); «Голубиный звонарь» (1994, реж. А. Каракулов); «Слабое сердце» (1994, Е. Шинарбаев); «Тот, кто нежнее» (1996, реж. А. Карпыков); «Шанхай» (1996, реж. А. Баранов); «Горький дым осени» (1997, реж. Г. Шутанова); «Аксуат» (1997, реж. С. Апрымов); «Заманай» (1998, реж. Б. Шарип).

Фото 9_ Фильм Адильхана Ержанова_Желтая кошка.png

Современность

Современный казахстанский кинематограф помнит и взлеты, и падения. Но количество казахстанских фильмов значительно увеличилось, их показывают в кинотеатрах и на международных кинофестивалях. Появляется все больше новых имен, связанных с киноискусством и прославивших Казахстан.

В феврале 2013 года картина Эмира Байгазина «Уроки гармонии» получила награды на Берлинском кинофестивале и еще почти на пятидесяти международных смотрах. Фильм Сергея Дворцевого - «Тюльпан» (2008) был удостоен приза на Каннском фестивале.

Яркими представителями новой плеяды режиссеров являются Эмир Байгазин и Адильхан Ержанов, чьи фильмы фигурируют в списках лучших азиатских фильмов.

Одним словом, у казахстанского кино и сегодня есть свой зритель.

Фото взяты из открытых источников

  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Читайте также