
Вопрос – на засыпку. Ответить на него так же трудно, как на то – что едят китайцы. Всеядность, практичность, пластичность и непритязательность – вот черты типового «поднебесца», издревле свойственные ему во всех сферах жизни и, в конечном итоге, позволившие Китаю сделать тот удивительный рывок в будущее, который стал главным событием мировой истории на рубеже нынешнего тысячелетия.
Реальный день виртуальной китаянки
Итак, в Китае «едят» все. Конфуций и Лао-цзы, Будда и Небесный Император, Христос и Мухаммед, Маркс и Ленин, Мао и Дэн – все они могут иметь самое прямое отношение к духовно-идеологической составляющей жизни любого китайца.
Вот вам бытийная картинка, главная героиня которой – воображаемая пекинская студентка (комсомолка, спортсменка и красавица). С интересным именем Мэй (Сливовый Цветочек) и редкой фамилией Ли (Иванова).
...Воскресенье. Утром, чуть свет, проснувшись под звуки гимна КНР, наша гипотетическая Мэй Ли бежит заниматься ушу в ближайший парк, бывший некогда одним из императорских алтарей. Успевая, однако, заскочить по дороге в ближайшую даоссскую кумирню (буддийский храм) – преклонить колени перед идолом и воткнуть сноп ароматических палочек в кадящую курильницу.
После занятий, наскоро переодевшись, наша девушка редкой фамилии, купив букет, спешит к величественному католическому храму Наньтан – одна из подруг (уже не студентка) венчается здесь в этот день со своим избранником. Закончилось венчание, и кортеж, под нескончаемый треск хлопушек (отгоняющих сонмища злобных духов), отправляется праздновать событие в фешенебельный мусульманский ресторан – целая сеть подобных заведений охватила всю страну.
Главный гость – «свадебный генерал», парторг завода на котором работает жених, открывает застолье произнося пышный и идеологически выверенный тост, что-то типа «за рождение новой ячейки коммунистического общества». Веселье продолжается до глубокой ночи...
...Но наша Ли покидает его раньше других – ей ведь еще нужно подготовиться к завтрашнему семинару по истории партии. На тему «Культурная революция и критика Конфуция»…
Наказание кумира
…Характер взаимоотношений китайцев со своими многочисленными божествами всегда шокировал воспитанных на ином благочестии европейцев. Здесь своих многочисленных богов любили и ублажали. Но лишь до тех пор, пока те выполняли свою божественную работу как должно. И стоило только на страну обрушивались какие-нибудь напасти, в виде саранчи, засухи, или наводнений, отношение резко менялось. Метод «бамбука и сахарного тростника» распространялся и на небожителей, по крайней мере – их кумирам и идолам в такие моменты доставалось сполна.
К примеру, во время затянувшейся жары, храмовые статуи без уважения и жалости выволакивали из кумирни на улицу, под палящие лучи солнца. Чтобы знали, каково оно. А изображение особо несоответствующего занимаемой должности божка могли вообще-то высечь бамбуком, а то и лишить головы.
Такое святотатственное отношение людей к небожителям объясняется особенностями местного теологического мировосприятия. Традиционная китайская вселенная не делит строго мир людей и мир божеств. Более того, исходя из кармических воззрений буддизма – каждый человек может стать небожителем, а каждый небожитель – человеком. В следующей жизни. Важен и буддийский постулат о том, что Конечного Освобождения, Нирваны, может достичь только человек, рожденный земной женщиной и прошедший путь земных страданий.
То же самое и с даосизмом, сам основатель Лао Цзы, как и все прочие «бессмертные», имел изначально человеческую судьбу. И даже Конфуций, с его ярко выраженным социально-этическим учением, был обожествлен после своей смерти. Вся эта относительность уравнивала в правах и перемешивала массы людей с массами божеств. И привело к появлению той удивительной мешанины, религиозной системы, которая в науке называется «китайский синкретизм».
Главное божество эпохи Реформы
Многовариантность обычно порождает скепсис и иронию. А это, в свою очередь, верный путь к атеизму. Мне кажется, что бытовой атеизм-то и стал той главной религией, которую давно уже (задолго от домарксовых времен) исповедовали просвещенные китайцы. Религией же масс до поры до времени оставалось обычное суеверие. Окруженные величайшим сонмищем «бесов», богов, духов и разных божков, простые китайцы скорее сосуществовали со всем этим легионом, нежели поклонялись ему.
Революция упразднила весь этот многочисленный и многоликий спиритуалистический класс. Попытавшись заменить его персонажей своими новыми героями. Лукавые и практичные массы приняли новых героев точно так же, как когда-то Будду, Христа и Мухаммеда. Но на всякий случай не забыли и старых.
Так что ныне, на традиционных новогодних лубках, к примеру, можно видеть рядом с Яшмовым Императором – Председателя Мао, а невдалеке от «Горы Небожителей» – божество очага со стоюаневой купюрой, на которой изображено четыре героя китайской революции.
И, что-то подсказывает, что вот эта-то заветная бумажка и есть главное божество нынешнего жителя Поднебесной. По крайней мере сегодня, в эпоху Реформы, именно она стала самой почитаемой святыней всех китайцев.
Андрей Михайлов-Заилийский. Писатель, автор дилогии «К западу от Востока. К востоку от Запада» и географического романа «Казахстан»
Фото автора