«Нужно твердо отстаивать свою доброту». Чему учат сказки? | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

«Нужно твердо отстаивать свою доброту». Чему учат сказки?

1658
5 минут
«Нужно твердо отстаивать свою доброту». Чему учат сказки?

Полина Чихичина, АПН

Будучи детьми, не многие из нас задумывались, что народные сказки рассказывают не столько о приключениях непослушных детей и говорящих животных, сколько об основах мироздания. Например, «Колобок» – о луне, которая движется по небосклону, постепенно уменьшаясь. «Гуси-лебеди» – о человеческих душах, летающих между мирами живых и мертвых. А «Репка» повествует о памяти рода и его составляющих.

Протоиерей Евгений Иванов с сожалением отмечает, что современные родители не читают детям сказки, в то время как нет ничего лучше для укрепления семейных связей, чем обсуждение только что прочитанной книги. Протоиерей назвал и другие положительные стороны совместного чтения, которые сделают вашего ребенка умнее, а семейные узы – крепче.

Сказки развивают память и интеллект

Когда ребенок маленький, сказки помогают ему развивать память. А по достижении определенного возраста, когда он начинает аналитически мыслить, можно заново прочитать ему ту же «Курочку Рябу» и посмотреть на кажущуюся нелогичность этой сказки.

Дедушка и бабушка живут долго. У них нет детей, но есть странная курочка. Она сносит яйцо и потом начинается настоящее неистовство, когда дедушка и бабушка зачем-то молотят яйцо, да непростое, а золотое. Дальше это яйцо разбивается, и все вдруг начинают плакать. Но стоп, вы же сами только что пытались разбить его!

При всей странности сказки, народ что-то хотел этим сказать. Чем примитивней текст, тем древнее явления, о которых он пытается с нами говорить. «Курочка Ряба» – это некие народные представления о космосе, о мироздании, о жизни, о ее цикличности. О непредсказуемости этого мира, о неготовности этих людей к богатству и неумении пользоваться тем счастьем, которое они получают.

Сказки формируют критическое мышление

Вообще любой классический текст, если это не просто объявление на заборе, надо уметь читать. И за противоречиями текста видеть смысл, примирять непримиримое, из тезиса-антитезиса получать синтез. Это делает ум аналитическим. Кроме того, такой подход учит нас видеть за текстом правду и неправду, различать, что хотел сказать автор. И вообще: хотел ли? Ведь иногда текст вовсе не имеет смысла. Так, через сказки, у ребенка формируется критическое мышление.

Отец читает сказку

Сказки помогают разграничивать добро и зло

Хочу покритиковать мультсериал «Маша и медведь» и связанный с ним цикл «Машины сказки». В нем происходит смешение: в один сказочный сюжет вкрапляется персонаж совершенно из другой сказки. И такой появляется неудачный синкретизм, что ребенок уже не различает, кто из этих героев добрый, а кто злой.

Очень важно, чтобы ребенок знал: вот это семеро козлят, это золотая рыбка, а это – Синяя борода. Чтобы не было перемешивания, чтобы было четкое дробление сюжета, чтобы у маленького человека каши в голове не возникало. В качестве тренировки можно с ребенком поиграть в угадывание сюжетов сказок.

Сказки учат толерантности

Не может быть неинтересным знакомство со сказками народов мира. Когда неважно, какой ты национальности принадлежишь. Например, ты казах и читаешь украинские, русские, белорусские, немецкие сказки. Или ты русский, а читаешь сказки корейские, японские, китайские, казахские. Восточные сказки – это вообще отдельная песня. В славянских добро в виде народной смекалки побеждает зло. Восток – там облечена в сказочную форму древняя, даже библейская мудрость.

Это потрясающе, когда ты маленький ребенок, но с помощью сказок узнаешь традиции и обычаи других народов. Мы любим говорить о необходимости развивать у детей уважение к другим культурам. А почему бы не начинать не с лозунгов, не с сухих объяснений, почему ты должен хорошо относиться к человеку другой национальности? Начните со сказок!

Сказки показывают, что никто не идеален

Как не существует идеальных людей, так и героев сказочных не бывает идеальных. Возьмем престарелого отца из сказки «Морозко». По сути, это человек, который лишен своей воли и подчиняется злой старухе; который в угоду ей везет свою дочку в лес. Мы видим, как в общем-то неплохой, добрый человек в своей слабости может дойти до страшных результатов. Даже добрый человек должен быть сильным. Сама по себе доброта без воли, без волевых усилий приводит к тому, что ты подчиняешься сильному злу. Нужно твердо отстаивать свою доброту.

Точно так же себя ведет Настенька, которая вроде бы хороший персонаж, но не может или не хочет за себя постоять. Возможно, у нее детская психотравма, да. Но все же мы видим, что добрым героям в сказках необходимы и смекалка, и упорство, необходимо ставить цели и добиваться их. А не только плыть по течению и ждать какого-то счастливого случая.

И ребенку все это надо объяснять. А также то, что иногда даже отрицательного сказочного героя неплохо бы и пожалеть. Ведь почему баба Яга такой стала, почему она такая злая? Видимо, потому что на ее характер повлияло одиночество. Это значит, что за своим характером нужно смотреть, не становиться ворчливым и занудным. Это тебя приведет к еще большему одиночеству, и ты станешь еще более злым.

Отец читает сказку

Сказки укрепляют авторитет родителей

Все дети – почемучки. Бывает так больно и обидно, когда идешь и слышишь вопросы ребенка: а почему птички поют, почему котик мяукает, почему тучка налетела? А мама и папа отмахиваются. Если вы не будете отвечать на его вопросы, то на его уже другие, недетские вопросы ответят другие люди.

Если же ребенок привык спрашивать у вас, и вы отвечаете на самые глупые его «почему?», вы приучите его слушать вас, а не дядю из интернета. Не отмахивайтесь от детей, общайтесь с ними. Если вы не научитесь говорить с ними в детстве, им не о чем будет говорить с вами, когда они вырастут.

Источник фото: pexels.com
  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Читайте также