Религиоведение для мира и согласия. Как наука помогает решать межконфессиональные конфликты | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Религиоведение для мира и согласия. Как наука помогает решать межконфессиональные конфликты

12
6 минут
Религиоведение для мира и согласия. Как наука помогает решать межконфессиональные конфликты
Религия продолжает оставаться источником смысла, идентичности и морального ориентира для людей и сообществ по всему миру, ее влияние выходит за рамки религиозных общин и проникает в сферы политики, культуры и этики, формируя основы общественных структур. Мы поговорили с профессором кафедры религиоведения и культурологии КазНУ имени аль-Фараби Нагимой Байтеновой о том, с чем сталкиваются религиоведы сегодня и какие задачи решает религиоведение.

Фото 1_ Байтенова.jpg

– Нагима Жаулыбаевна, можете ли вы обозначить актуальные вызовы, которые рассматривают религиоведы и с которыми может столкнуться общество в целом?

– Современный мир сложен, противоречив и непредсказуем. XXI век характеризуется процессами глобализации, нарастающими миграционными процессами, локальными войнами, повсеместным распространением экстремизма и терроризма, расширением сферы влияния религиозного фактора. И, в связи с этим, активного вовлечения религиозного фактора в решение различного уровня геополитических стратегических задач.

В XXI веке любые этнические, религиозные, сепаратистские противостояния всегда приводят к кровопролитию, экономической стагнации, социальному стрессу. В наше время гарантией стабильности и развития любого общества выступают образование, воспитание и культура.

Сегодня религиоведение и исламоведение не просто обычные учебные дисциплины, они являются стратегически важными дисциплинами, которые требуют профессионального, грамотного преподавания. Порой от этого зависит как жизнь отдельного человека, так и национальная безопасность всего государства.

Фото 2.jpg

Гранты для образования духовенства

– Какое участие принимает государство в религиоведческом образовании? И какое практическое значение для светского государства оно имеет?

– Важность данного вопроса понимается и на государственном уровне. Сегодня мы готовим специалистов по религиоведению и исламоведению на трех уровнях: бакалавриат, магистратура, докторантура. В КазНУ им. аль-Фараби, в Институте философии, политологии и религиоведения при КН МНВО РК, в Египетском университете исламской культуры Нур-Мубарак, в ЕНУ им. Л. Н. Гумилева, на уровне бакалавриата и магистратуры. В КТУ им. Яссауи, КарГУ им. Букетова есть специализированные диссертационные советы по защите PhD-докторантов для подготовки высококвалифицированных специалистов по данным направлениям.

Справка редакции: специальность «Религиоведение» достаточно востребована. В Министерстве информации и общественного развития еще в 2019 году пообещали ежегодно увеличивать госзаказ на подготовку религиоведов. В Астане, Алматы и Актобе были организованы курсы повышения квалификации для уже действующих специалистов. Регионам поручили разработать уникальные образовательные программы и найти средства для обучения на местах.
На данные профессии Министерством образования ежегодно выделяются образовательные гранты. Так, например, на 2022 год столичным акиматом дополнительно было выделено 15 грантов по гуманитарным направлениям, в том числе исламоведению, теологии и религиоведению.

В КазНУ имени аль-Фараби за 1999-2024 годы по образовательной программе «Религиоведение» обучение окончили 480 человек.

– Сегодня практически все имамы имеют высшее образование. Государство постоянно держит под контролем данное направление в системе образования и выделяет достаточно грантов для всех уровней образования.

В настоящее время урегулировались и вопросы религиозного образования в системе высшего, среднего и среднего специального образования в Казахстане. В частности, сегодня в нашей стране религиозное образование осуществляется в рамках духовной семинарии при Русской Православной Церкви. Функционирует и Католическая семинария в Караганде – Межъепархиальная Высшая Духовная Семинария «Мария — Матерь Церкви», которая является единственной католической семинарией и готовит священнослужителей для всей Центральной Азии.

В системе среднего и среднего специального образования в Казахстане так же осуществляют свою деятельность около десяти медресе. Им дан статус колледжа, чтобы после окончания медресе дальше можно было продолжить образование и поступить в вузы.

Справка редакции: по данным на 2022 год, в них обучалось более трех тысяч человек.

– С этой целью в учебную программу включены и общеобразовательные дисциплины, позволяющие получить аттестат о среднем образовании. Есть и воскресные школы, курсы при мечетях и церквях.

Фото 3.jpg

Религиозное образование против конфликтов

– Какое влияние оказывает религиозный фактор на социально-культурную ситуацию в Казахстане?

– В условиях постсекулярности (возрожденного интереса к религии как социальной, политической и культурной составляющей – прим. авт.), когда параллельно развиваются и имеют место как светскость, так и религиозность, оба эти процесса активно включены практически во все сферы общественной жизни, религиозный фактор, в том числе, активно воздействует и на социально-культурную сферу в Казахстане.

При этом немаловажную роль играет и тот фактор, что в Казахстане религия и все что связано с ней воспринимается не как основной регулятор повсеместной жизни, а как социокультурный фактор.

Большая часть казахстанского общества, как, кстати, и во всем мире, в большей степени идентифицируют себя с той или иной религией по факту своего рождения и как дань уважения и признания своей народной традиции. Это отметила в своем недавнем докладе доктор наук – Нургуль Тутинова.

– Как религиоведение и исламское образование помогают предотвращению межнациональных, межконфессиональных конфликтов?

– Религиозное и религиоведческое образование, в том числе и исламское образование, сегодня играют первостепенную роль в профилактике межэтнических и межконфессиональных конфликтов.

Справка редакции: выпускники религиоведческих факультетов работают преподавателями в школах, средних и высших учебных заведениях; консультантами в структуре органов государственной власти по вопросам взаимодействия с религиозными объединениями и общественными организациями; менеджерами туристической фирмы (направление – религиозный туризм); экспертами в области проведения государственной религиоведческой экспертизы; журналистами, освещающим вопросы взаимодействия религии и общества; пресс-секретарями органов законодательной и исполнительной власти; сотрудниками научно-исследовательских, музейных и библиотечных центров, референтов, специалистов, осуществляющих медиацию в конфликтах, возникающих на религиозной почве. Также религиоведы работают в общественных организациях, связанных с социальными и национальными проблемами; управлениях и службах социальной информации и статистики.

– Чтобы сохранить наши достижения, необходимо, прежде всего, развивать культуру межконфессионального и межэтнического согласия, взаимопонимания и взаимоуважения.

Сегодня стоит вопрос не просто решения религиозного и религиоведческого, т.е. светского образования о религии, а профессионального преподавания данных предметов. Сейчас многие считают себя сведущими в этом вопросе и бесконтрольно используют интернет-пространство для распространения своих взглядов, зачастую вносящих еще большую путаницу в умы несведущих в данном вопросе людей, нанося больше вреда, чем пользы.

В связи с данной ситуацией в Норвегии, например, с 2017 года в педвузах четвертая часть образовательной программы отводится учебным дисциплинам по религии.

При этом считается неправильным и недопустимым повсеместно обучать знаниям о религии преподавателям, некомпетентным в этом вопросе, непрофессиональным.

Согласно Толедским принципам (2007 г.), принятым, прежде всего, для европейских стран, сегодня преподавание дисциплин о религии должно вестись только на профессиональном уровне. Только тогда религиозное и религиоведческое образование может выполнить свою миссию, возложенную на нее мировым сообществом. Она призвана исправить современную религиозную ситуацию и дать направление должного, позитивного развития религии. А также выполнения ею собственного предназначения, т.е. развития духовности, духовной сферы общества.

О религиозной радикализации женщин

– На недавней конференции рассматривался вопрос о религиозной радикализации и участии женщин в экстремистских группах. Можете рассказать об этом докладе и обсуждении, какие были обозначены факты и приняты решения?

– В работе конференции доктором наук Альбиной Курахбаевной Дуйсенбаевой был затронут очень важный вопрос о религиозной радикализации и участии женщин в деятельности деструктивных религиозных групп. Зачастую, когда речь идет о деструктивных религиозных образованиях, возникает образ мужчины. Но, к сожалению, сегодня растет число женщин вступающих в ряды данных религиозных организации.

Женщины разными путями приходят в ряды деструктивных религиозных образований. Особенно они активно были вовлечены, или сами вовлекались в ряды ИГИЛ/ДАИШ. Поэтому сегодня одним из важных направлений по работе с членами радикальных религиозных образований является работа по дерадикализации, ресоциализации (приспособление человека к жизни в новом сообществе – прим.авт.) женщин и детей. Эти вопросы были объектами обсуждении на данной конференции.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...