Казахстанские абитуриенты остались без грантов: в адрес Миннауки подаются иски и жалобы | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Казахстанские абитуриенты остались без грантов: в адрес Миннауки подаются иски и жалобы

Казахстанские абитуриенты остались без грантов: в адрес Миннауки подаются иски и жалобы
Фото: pixabay

Будущие казахстанские студенты на сегодняшний день подали уже несколько индивидуальных административных исков к Министерству науки и высшего образования Республики Казахстан за незаконное лишение их образовательных грантов в пользу абитуриентов, пострадавших от последствий паводков.

Абитуриентов возмущает природа появления «квоты ЧС». К процессу подключилась адвокат Халида Ажигулова, которая намерена добиться справедливости. По ее словам, абитуриенты также направили заявления в Генеральную прокуратуру с просьбой обратить внимание на ситуацию.


Адвокат Халида Ажигулова. Фото из личного архива.

Нелегальные гранты?

«Некоторые ребята не могут поступить в университет, потому что вузы отказались давать им внутренние гранты, несмотря на высокий балл ЕНТ, а денег у семьи платить нет.

Дело в том, что на основе действующего законодательства Республики Казахстан Министерство науки не имело права вводить такую квоту и распределять по ней гранты. Подобные квоты для обучения в вузах могут устанавливать только депутаты парламента на основании закона о внесении дополнений в Закон «Об образовании», который должен быть подписан Президентом Республики Казахстан.

Только потом Миннауки может установить лишь размер квоты. Налицо вероятный факт превышения полномочий данным министерством. Также остается непонятным вопрос: как они определяли, кто именно является пострадавшим от паводков?», – подчеркивает адвокат Ажигулова.

Отметим, что изначально финансирование на образовательные гранты выделяется, как правило, в конце года, то есть эти расходы закладываются госбюджетом, который утверждается на основании закона.

«Безусловно, мы все сопереживаем и сочувствуем всем детям, которые из-за ситуации с паводками не смогли продолжить обучение в школе и полноценно готовиться к ЕНТ. Но другая категория детей тоже не должна страдать.

Значит, надо было изыскивать другие ресурсы, другие источники финансирования на предоставление грантов абитуриентам, пострадавшим от паводков. Например, на сайте фонда «Қазақстан Халқына» указано, что на их образовательные гранты могут претендовать дети граждан, пострадавших при ЧС. Более того, на сайте указано, что Миннауки является партнером Фонда по реализации этой программы.  

Отсюда возникает вопрос: почему Министерство науки не обратилось в фонд «Қазақстан Халқына» и не запросило эти гранты для поддержки этих абитуриентов?», – говорит Халида Ажигулова.

Адвокат и абитуриенты также задаются вопросами: по каким критериям вообще предоставляются эти гранты по квоте «для регионов ЧС», действительно ли гранты получили именно те, кто пострадал от стихии?

В своем выступлении в СМИ после опубликования списка грантов министр науки и высшего образования Саясат Нурбек сообщил:

«Недавнее наводнение стало общим испытанием для всей страны. В связи с этой ситуацией мы выделили небольшую часть образовательных грантов для выпускников из пострадавших регионов. Всего 5 112 грантов».

Именно из-за этой квоты часть абитуриентов не получили свои заслуженные государственные гранты, хотя набрали более высокие баллы, чем абитуриенты из регионов, пострадавших от ЧС.

По словам адвоката Халиды Ажигуловой, на сегодняшний день «квоты для регионов ЧС» нет ни в одном нормативном правовом акте. Получается, что квота существует только на словах министра и поэтому является нелегитимной. Таким образом, абитуриенты считают, что Министерство науки и высшего образования серьезно нарушило законы Республики Казахстан, а также их конституционные права.

В ВУЗ не дует

К нам в редакцию обратился один из родителей абитуриента, которому отказали в гранте. Абитуриент Валерий Федоренко из Павлодара, как и многим, остался без гранта из-за «квоты для регионов ЧС».

Приоритетным вузом казахстанец выбирал AITU – Astana IT University. К слову, 18-летнего Валерия его отец Сергей Федоренко воспитывает с детства один, то есть мальчик растет в неполной семье.

«На ЕНТ набрали 110 баллов и были уверены, что поступим хотя бы в один из трех выбранных нами университетов Астаны. Как резерв был Торайгыров Университет в Павлодаре. Мы открыли список поступивших 3 августа, начали искать свою фамилию и не нашли. Зато нашли в списке тех, кто поступил с гораздо меньшими баллами, вплоть примерно до 55 баллов. Уже позже разобрались и поняли, что на нашу специальность ровно со 110 баллов начали добавлять абитуриентов с различными видами квот, включая так называемую «квоту ЧС».

Собственно, никто никаких формулировок не давал. В тот же день мы отправили обращение на сайт eOtinish. 14 августа получили ответ. Нам прямо в документе (прилагается) дают понять, что мы не поступили по причине того, что у нас нет никаких квот.

При этом записи с заполненной графой «квоты» начинаются с 2183 и там, где указано не ЧС, стоит сельская, 4789 - 2182 = 2607 записей с различными видами квот (честно говоря, по списку я нашел только ЧС и сельскую). То есть, 54,43% всех грантов распределено по различным видам квот.

Резюмируя, примерно треть всех грантов по этой ГОП отдана по сельской квоте, а пятая часть распределена по так называемой «квоте ЧС», которой даже в законе нет, а если бы и была, то непонятно, почему именно 20%, неужели наводнение затронуло пятую часть населения Казахстана? По моему мнению, это полный абсурд.

Кроме того, как я понял, часть абитуриентов, имеющих квоты, поступили на общих основаниях, набрав высокий балл, а те, кому баллов не хватило, воспользовались этой квотой. Поэтому можно предположить, что реальное количество обладателей различных квот в списке гораздо больше, чем даже 55%

Но если сельская квота есть в законе, то так называемая «квота ЧС» введена абсолютно незаконно, по нашему мнению, что мы и пытаемся теперь доказать в суде», – говорит Сергей Федоренко.

Также мужчина поясняет, что не имеет претензий или негативного отношения к ребятам-обладателям «квоты ЧС».

«Да, им нужно было помочь. Но почему это сделали таким образом, отобрав грант у тех детей, которые старательно учились 11 лет, готовились на дополнительных курсах, тратя на это время, силы и деньги? Можно же было выделить дополнительные средства из бюджета на помощь пострадавшим, а не отбирать гранты у других детей.

Наши претензии адресованы исключительно к Министерству науки и высшего образования. Это именно там, очевидно, решили, что это хорошая идея – отобрать гранты у одних детей, чтобы помочь другим.

Честно говоря, мы тоже не из тех, кому легко заплатить за образование из собственного кармана. Я воспитываю сына один с семи месяцев, но нам даже не дали квоту для неполных семей (хотя мы особо и не просили, просто задали вопрос при подаче документов), так как на момент подачи заявления сыну уже несколько дней, как исполнилось 18 лет. Что, на мой взгляд, тоже абсурд.

Мы уже три недели находимся в состоянии, близком к депрессии из-за всего этого. У меня обострились проблемы со здоровьем, сын постоянно переживает», – поясняет Сергей.

Также отец Валерия Федоренко рассказал, что с ними созванивались из Satbayev University в Алматы и сообщили, что они выиграли ректорский грант, хотя в этот вуз они документы не подавали. Но Валерий Федоренко был вынужден отказаться от предложения, так как их условия ему не подходят – в грант не входит стипендия и право проживать в университетском общежитии. А без этого семье будет не под силу оплачивать расходы на проживание ребенка в самом дорогом городе страны.

«Кроме того, есть условие, что GPA должен быть не ниже 80%, то есть, по условиям, должно быть не больше одной четверки, все остальные пятерки, из-за чего очень высок риск потерять этот грант. Затраты на переезд и проживание в Алматы видятся гораздо более высокими чем в Астане. Ну и есть прочие личные причины, по которым планировался переезд именно в Астану», – рассказывает отец Валерия.

По словам Сергея Федоренко, позже им звонили из школы, где сообщили, что им могут предоставить грант в Павлодарском университете.

«Но мы отказались из-за того, что хотим переехать в связи с катастрофическим состоянием экологии в нашем городе.

Да и вообще, мы честно заработали свой государственный грант в выбранном нами приоритетном университете, но у нас его просто забрали», – говорит родитель.

Образование не для всех

В свою очередь член Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Республики Казахстан VIII созыва Марат Башимов отметил у себя на странице в Facebook, что действия министра науки и высшего образования Саясата Нурбека вызывают «крайнее возмущение».


Глава Миннауки Саясат Нурбек. Фото: qazaqtv.com 

Депутат подчеркивает, что подзаконные нормативные акты должны соответствовать законам, принятым парламентом как высшим представительным органом с законодательными функциями.

Далее он отмечает, что, если в законе, принятом парламентом, четко указаны получатели грантов, это подлежит неукоснительному исполнению, а не выдумыванию. Генеральной прокуратуре, как главному надзорному органу, следует принять меры, сообщается в посте.

Марат Башимов считает, что гранты могли быть выделены дополнительно, не в ущерб законным их получателям.


Депутат Марат Башимов. Фото из FB

«Уже подают в суд на министра, хотят обращаться в Конституционный суд и международные правозащитные институты, что портит авторитет страны и политику президента Казахстана», – пишет депутат.

Не заходя далеко, необходимо отменить неконституционный акт и следовать принципу верховенства права и прав человека, призвал Башимов.

Ряд СМИ обратились в Миннауки с запросом о законности «квоты ЧС».

Министерство науки и высшего образования выслало на запрос СМИ ответ, из которого следует, что министерство уходит от точного ответа со следующей формулировкой:

«Присуждение образовательных грантов осуществлялось в соответствии с правилами присуждения образовательных грантов для оплаты высшего или послевузовского образования с присуждением степени «бакалавр» или «магистр» (приказ и.о. министра науки и высшего образования Республики Казахстан от 25 августа 2023 года № 443)», – говорится в документе.


Документ Миннауки

Согласно документу, ведомство ссылается на приказ об образовательных грантах, который был утвержден в 2023 году. При этом без уточнения, в каком именно пункте есть что-либо про так называемые «квоты ЧС». Кстати, про полномочия министра на то, что он может самовольно менять распределение грантов, разумеется, в приказе информации тоже нет.

АПН продолжит следить за ситуацией с распределением грантов.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Читайте также