Пока одни музыканты в своих текстах кичатся криминалом и наркотиками, другие вдумчиво и последовательно перерабатывают постулаты христианства в рэп- и рок-хиты. Назло скептикам, такая «немодная» повестка находит живой и глубокий отклик публики, притом в основном молодежной. Рассказываем, как Священное писание вплелось в современную популярную музыку.
25/17
Символично, что даже название группы «25/17» – отсылка к 17-му стиху 25-й главы книги пророка Иезекииля. Именно эту часть Ветхого Завета про «великое мщение» цитировал герой «Криминального чтива».
За 20 лет существования группа снискала славу одного из наиболее харизматичных коллективов русского рэпа. Хотя музыкальная стилистика группы радикально трансформировалась (от «чистого» рэпа к рэп-року), идейные столпы текстов остались прежними, попутно обретя новую глубину. Говоря честно, из сотен треков легче перечислить тексты «25/17», в которых нет упоминаний библейских сюжетов, чем те, в которых они есть. Притом «устаревшие» (как скажут иные) притчи и посылы органично ложатся на актуальные общественные, социальные и политические перипетии.
Красная нить многих треков – идеи раскаяния и Божьего прощения. Тут, конечно, играют роль личные мотивы: лидер коллектива и автор текстов Андрей «Бледный» Позднухов прошел через горнило девяностых, спускался в ад наркозависимости, но благодаря вере смог вернуться к нормальной жизни. Он так и говорит об этом в одном из треков: «…но меня простили и дали еще один шанс».
Смысловых слоев и образов у «25/17» – бесчисленное множество. Здесь и убивающий сам себя «народ-богоносец», и аллюзия «Имя имен» на песню Александра Башлачева, и щемящая душу констатация: «Он был должен умереть, чтоб победить / Прорасти в головах и за ребрами». Так и последний на сегодня альбом «Радость встреч и расставаний» (2023) начинается со слов: «Счастья нет – есть только радость от того, что Бог простил», а в «Колыбельной» заканчивается напоминанием, что Господь не устает присматривать за нами. Чего не скажешь о нас, частенько о Нем забывающих.
Впрочем, порой группа «хулиганит» с использованием готической атрибутики, создавая мрачные, но максимально эстетичные вещи на вечную тему любви и смерти:
Аффинаж
Этим термином в прикладной науке зовут процесс очистки металлов (в первую очередь золота) от примесей. Так и группа «Аффинаж», переплавив разные жанры, инструменты и вокал Михаила «Эма» Калинина, создала направление, которое сама называет «нуар-шансон». Фактически же шансона в привычном понимании тут не наблюдается, а вот нетривиальное звучание и сильная лирика – в наличии.
С самого начала своего пути коллектив начал обращаться к теме общения человека и Бога. Как тут не вспомнить композицию «Прыгаю-Стою», которая, с одной стороны, о вполне земной любви, а, с другой, о попытке достучаться до небес:
Погляди сквозь облако шторы,
Я тебя тебя навестить пришел
Так просто.
Но, пожалуй, апофеозом библейской темы (да и всего творчества «Аффинажа») можно считать альбом «Мимо. Ранен. Убит» (2020). Собственно, и не альбом это даже, а некий мистический мюзикл, где повествование идет то от лица Иисуса, то от лица Иуды.
Чувства, знакомые каждому, причудливо переплетаются с евангельскими событиями, и грань времен и восприятия стремительно стирается. Так, даже слова Господа о том, что мир будет изобиловать лжепророками, находят отражение в песне «Неправда», где за темой разрыва с возлюбленным проступают пугающие предсказания о пришествии Антихриста:
Саграда / Соль Земли
Саграда – сценический псевдоним рэпера Артема Лещука, лидера группы «Соль Земли». Очевидно, Саграда – производное от испанского «святой», фраза же «соль земли» звучит в Нагорной проповеди Христа в адрес апостолов. Оттого и тематика треков, кажется, предопределена. Саграду нередко критикуют за монотонность исполнения, одновременно с этим признавая: он – один из сильнейших текстовиков в современном русском рэпе.
Действительно, к примеру, песня «Виа Долороса» - мощнейшее произведение о Страстях Христовых, изложенное в понятной, драматичной и жесткой форме. Также свежий трек «Чаша» сопоставляет пути Иисуса и Понтия Пилата, а в припеве звучат слова, которые, думается, в нынешние времена крутятся в голове у многих:
Боже, если можешь — пронеси мимо эту чашу,
Если сможешь — принеси света в эту чащу,
Боже, сколько впереди боли и огня,
Но да будет воля Твоя, а не моя.
Сильна в треках Саграды и линия потерянного поколения, ставшего жертвой слабостей, глупостей и обстоятельств. И, подобно «25/17», исполнитель ищет пути спасения не только для себя, но и для сверстников:
Ушедших помяну свечой, а не стопарем,
И вечером раскрою служебник с тропарём.
Дни мои, как трава, которую скосило,
Прими меня не как раба - прими как сына.
Хаски
За нарочито отрешенным образом рэпера Хаски (настоящее имя – Дмитрий Кузнецов) скрывается весьма неординарный поэт. Пусть большинство его текстов мрачны и депрессивны, Хаски недвусмысленно подводит слушателя к теме Провидения.
В его первом альбоме был трек «Исус» (именно так, с одной «и»), четко говорящий: вот Кто главный над людьми и миром. Более поздняя песня «Иуда» звучала так, словно Хаски на себя примерял образ главного предателя в истории. Наконец, наполненный постсоветской хтонью трек «Бит шатает голову» предлагал вполне конкретный метод лечения души:
Бит шатает голову, голову мою,
А перед выцветшей иконой
Я Господа молю.
Дарья Виардо
24-летняя певица на фоне упомянутых выше коллег по цеху может показаться ноунеймом, однако звонкий голос и проникновенные тексты принесли Дарье Власовой (настоящее имя) определенную славу. Особенно это касается трека «Бог в меня верит», попавшего в саундтрек сразу двух картин – фильма «Страсти по Матвею» и сериала «Плейлист волонтера».
Синтез поп-фолка и христианской тематики оказался удачной находкой, а альбом «Глас» (2021) – воплощением того, как можно петь о религии. И то, что на первый взгляд может показаться суицидальными напевами, оборачивается робкой, но все же надеждой на спасение:
Пустота в груди
И перепутаны пути, и закрыты все двери.
Сердце воет пусть,
Но если завтра я проснусь
Значит, Бог в меня верит.