
«По милости Божией мы с вами вступаем на спасительное поприще Великого поста. Для каждого православного христианина начинается особый период, определенный Священным Преданием для подготовки ко встрече «праздника праздников и торжества из торжеств» – светлого Христова Воскресения. В повседневности мы забываем о том, что «наше же жительство – на небесах» (Флп. 3:20). Ежегодно наступление спасительных великопостных дней дарит нам возможность вернуться на «путь жизни» (Пс. 15:11), пробудиться от сна и отвергнуть дела тьмы (см. Рим. 13:11,12). Этому способствует как календарное время святой Четыредесятницы – «весны духовной», совпадающее с пробуждением природы, так и особый покаянный настрой всех богослужений. В дни Великого поста сама обстановка в храмах призывает восскорбеть о греховных поступках и мыслях, задуматься об исправлении жизни по евангельским заповедям: звучат протяжно-умилительные распевы, приглушено освещение, священнослужители облачаются в ризы темного цвета, часто совершаются земные поклоны и многократно звучат покаянные молитвы, читаются обличительные строки из ветхозаветных книг. Особое значение в благодатном воздействии на душу человека имеют Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, открывающий вечерние богослужения первых четырех дней поста, и молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего». Необыкновенной внутренней красотой наполнена великопостная Литургия Преждеосвященных Даров, совершающаяся по средам и пятницам Четыредесятницы. Поэтому для того, чтобы Великий пост принес душе ощутимую пользу, необходимо как можно чаще бывать в храме и участвовать в общей молитве, а самое главное – усердно, с сердцем сокрушенным и смиренным (Пс. 50:19) приступать к таинствам Исповеди и Причащения. Особенно важно это сегодня, когда стремительный ритм жизни и усугубляющаяся с каждым днем мирская суета помрачают человеческий разум, мешают задуматься о смысле жизни, препятствуют духовному росту. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Всего главнее в нас душа». Преодолевая всевозможные искушения, подлинные и мнимые трудности, необходимо выделять время для обновления внутреннего человека (см. 2 Кор. 4:16), находить минуты и часы для молитвы дома и в церкви, чтения святого Евангелия, размышлений над словами святоотеческих писаний, для деятельной помощи ближнему. «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф. 16:26), – предупреждает нас Спаситель. Семь недель Великого поста – это время, когда мы призваны исправить наше отношение к Богу, к самому себе и ближним, все расставить в соответствии с изначально установленным Творцом премудрым порядком. Через соблюдение поста, с его правилами и законами, мы учимся отдавать по евангельскому слову «Божие Богу» (Мф. 22:21) и «угождать ближнему, во благо, к назиданию» (Рим.15:2)», – сказал на проповеди митрополит Александр.





Фото: mitropolia.kz