Вечером 23 июня боевики напали на православные храмы, синагоги и полицейских в Махачкале и Дербенте. Жертвами террористов стал пожилой священник, охранник храма, сотрудники полиции. Вновь остро встал вопрос о религиозном экстремизме.
Трагедия потрясла не только саму республику и Россию. В орбиту втянуты соседние страны – весь Кавказ и страны Центральной Азии, где не понаслышке знает о религиозных течениях, склонных к фундаментализму и радикализму. В их трактовке понятие «неверные» в определенных условиях рождает призыв к действию.
В момент нападения на церковь в ней шла вечерняя служба в честь праздника Святой Троицы. Безоружные люди – священник и охранник – были убиты с особой жестокостью. Период с 24 по 26 июня в Дагестане объявлен днями траура.
Протоиерей Николай Котельников
Отец Николай Котельников, переехавший в 1980-е годы из Ставрополья в Дагестан, стал мостом между конфессиями и образцом бескорыстной помощи для всех жителей Дербента. Ему удалось заслужить уважение среди местного населения, помогая людям различных вероисповеданий, пишет «Комсомольская правда», ссылаясь на отзывы горожан.
Реакция Казахстана
Глава Казахстана Касым-Жомарт Токаев выразил соболезнование по поводу произошедшего в Дагестане и предложил содействие в проведении оперативно-розыскной деятельности по линии силовых ведомств. Президент напомнил, что Казахстан решительно осуждает это античеловеческое деяние и выступает за развитие многостороннего сотрудничества в борьбе против терроризма под эгидой ООН, ШОС и других авторитетных международных организаций, сообщили в пресс-службе главы государства.
Казахстан входит в число государств, ратифицировавших все 19 основных документов ООН по противодействию терроризму. А также является членом международных организаций, таких, как ОБСЕ, ШОС, ОДКБ по вопросам международной безопасности, противодействия религиозному экстремизму и терроризму. Именно Казахстаном был инициирован форум СВМДА (Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии) по укреплению.
Чем опасен фанатизм и фундаментализм. Разберемся в понятиях
Тема религиозного экстремизма сегодня беспокоит общество во всем мире. Религиозный экстремизм более двух десятков лет является серьезной проблемой на Северном Кавказе. В частности – ваххабитский экстремизм. Но для начала не мешает определиться с понятиями.
Религиозным экстремизмом считается теоретическое обоснование и практическое использование деструктивных, «крайних» методов для достижения радикальных религиозно-политических целей, отмечает "Антитеррористический портал".
Экстремизм отличается от радикализма тем, что он имеет характер идеологии и поэтому не может быть предметом правовой оценки. Радикализм – это приверженность взглядам и ценностям, отличающимся от общепринятых. Например, идея создания халифата (исламского государства) на территории какого-либо светского государства является радикальной, но ее выражение само по себе не будет экстремизмом, если не предполагает насильственных, противоправных деяний.
Религиозный экстремизм связан с понятием «фанатизм». Эксперты считают, что у экстремистов слишком мало политико-организационных возможностей и объективных предпосылок для создания массовых политических движений и организации революции. Потому наиболее вероятной тактикой современного экстремизма является терроризм.
Но в качестве исполнителей терроризм требует личностей особого склада. Терроризм в основном избирает, за редким исключением, только непредсказуемые методы и направления атак, прибегая, как правило, к помощи фанатиков, готовых отдать жизнь ради достижения цели.
«Фанатизм» происходит от латинского fanum – жертвенник и fanatikus –исступленный. Фанатик (фанат) – это человек, находящийся во власти сверхценных и сверхзначимых для него идей, которые придают смысл его существованию. Он готов жертвовать во имя этих идей собственной жизнью и жизнями других людей. Фанатик обладает так называемым «туннельным» мировосприятием, т. е. воспринимает мир через очень жесткую призму и отвергает все то, что не согласуется с его мировоззрением. Именно к позиции фанатиков можно отнести следующую поговорку: «Если факты не согласуются с нашими идеями, тем хуже для фактов».
Для фанатиков характерно некритическое отношение к любой информации, которая идет вразрез с их убеждениями. Фанатизм обычно существует на уровне группы, так как фанатики находят поддержку во взаимном признании и совместном разжигании своих эмоций по поводу общих идей.
Фанатично настроенная личность - идеальная кандидатура для совершения террористических действий. Террористический акт практически всегда является риском с очень малой степенью вероятности счастливого исхода лично для террориста. Он рискует и, следовательно, жертвует собой. Поэтому террорист – это не киллер, не наемный убийца. Он обладает всеми характерными признаками фанатика: нетерпимость к инакомыслию, пренебрежение моралью и законом, убежденность в исключительности собственной миссии, готовность к самопожертвованию, но при этом террорист готов реализовать свою цель путем насилия.
Терроризм – результат развития политического экстремизма, его наиболее деструктивное «кровавое» воплощение. Наиболее яркая и драматичная, хотя и не единственная форма политического насилия, имеющая политическую установку и фанатично настроенных исполнителей. Это идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и иными формами противоправных насильственных действий.
Религиозный фанатизм является социально-психологической основой фундаментализма.
Фундаментализм – это стремление противостоять модернизации, приверженность старым, «фундаментальным» ценностям, структурам и способам организации жизни. В современной литературе фундаментализм ассоциируется, прежде всего, с религиозными течениями (в первую очередь, с исламским). Это не случайно, так как приверженность «старым» ценностям обычно иррациональна и не подлежит разумной критике.
Религиозный экстремизм в большей степени, чем все остальные формы экстремизма, способен порождать террор, так как исполнителями в данном случае являются фанатики, для которых ценность жизни отодвинута на второй план.
Корни религиозного экстремизма – это искаженные идеи религиозного происхождения, обосновывающие нетерпимое отношение к иноверцам и инородцам.
Отношение к фанатизму в традиционных религиях
В нашу эпоху все традиционные мировые религии на догматическом уровне отрицают экстремизм и тем более терроризм.
Они стремятся к социальной и личностной гармонии, признавая духовную свободу и выполняя миротворческую функцию. Традиционное религиозное мировоззрение часто противопоставляют светскому, «современному» мировоззрению. Это не совсем так. Сегодня религиозный человек живет обычной жизнью, участвуя во всех процессах – политических, гражданских, но через призму духовного восприятия и воспитания, что никак не противоречит законам зрелого общества.
Религиозные люди как правило создают благоприятную среду, живя в добрососедских отношениях терпимости и любви к ближнему, делая добрые дела и помогая немощным и слабым. Следуя идеалу абсолютного совершенства, традиционная религия отвергает несовершенные, деконструктивные способы достижения своих целей.
Поэтому, когда случилась трагедия в Дагестане, представители всех мировых религий выразили соболезнование и поддержку семьям погибших. Представители мусульман региона одни из первых осудили теракт.
Муфтий Дагестана Ахмад-Афанди Абдулаев
Источник: info.kizlyar.ru
Муфтий Дагестана Ахмад-Афанди Абдулаев выступил с заявлением по поводу вооруженных нападений в Махачкале и Дербенте:
«Уважаемые дагестанцы! Происходящие кощунственные события сегодняшнего вечера ужасают нас своей жестокой циничностью.
Мусульмане никогда не будут проявлять агрессию в отношении невинных и безоружных людей.
Пролитие крови тех, кто молятся в своих храмах - это абсолютно чуждый исламу кровавый акт безумия!
Эти нападения именно в дни церковных служений имели место и прежде в других храмах Кавказа. Радикалы хотят всеми силами столкнуть нас лбами и сжечь межконфессиональные мосты. Но, им этого не удастся. Мы верно хранили традиции мира испокон веков и такого не было и не будет, чтобы мусульмане нападали на представителей других конфессий.
Один из наших праведных предков имам, шейх Шамиль построил церковь для русских солдат, но ни одну из церквей и синагог он не сжёг.
Сегодня мы разделяем скорбь с каждым, кто потерял близкого человека в этом неравном и жестоком нападении».
Митрополит Иларион
Источник: Отдел внешних церковных связей РФ
В свое время митрополит Будапештский и Венгерский Иларион сказал в видеоинтервью об экстремизме и его корнях:
«В каждой, наверное, или почти в каждой, или во многих религиозных традициях, может возникнуть некое экстремистское крыло. И нельзя в этом винить религиозные традиции за то, что на их почве возникает экстремизм. Как правило, экстремизм — это ложная религиозная установка. Это некая крайность, к которой приходит человек, облекающий свои экстремистские и или подчас человеконенавистнические воззрения и устремления в религиозную оболочку.
Не случайно лидеры и представители традиционных религиозных конфессий всегда подчеркивают, что экстремизм не имеет к ним отношения. И что они не готовы нести ответственность за проявление экстремизма. Это относится прежде всего к так называемому исламскому экстремизму. Существует мирный ислам, с которым мы, православные христиане ведем диалог.
Существует множество мусульман в мире, которые спокойно живут бок о бок с представителями других религиозных традиций. Но есть и крайние проявления экстремизма. Это очень многоплановая проблема. Но прежде всего надо сказать то, что любой терроризм не совместим с религией», - заключил священнослужитель.