
Обложка: Фото монастыря Эсфигмен. tourister.ru
«Православие или смерть» – как трактовать спорную фразу?
Этот вопрос часто звучит как от православных людей, так и от религиозных скептиков. В свое время вокруг этого лозунга возникло много манипуляций. Православные священники рассказывают, как трактовать фразу.
Девиз «Православие или смерть!» на греческом языке был начертан с 1970-х годов и до начала XXI века на черном знамени афонского монастыря Эсфигмен, братия которого отказывалась поминать правящего архиерея Святой Горы – Вселенского Патриарха, в знак протеста против богословского диалога с Римско-Католической Церковью и иных экуменических контактов последнего. Девиз представляет собой перефразировку классического лозунга Греческой революции 1821 года: «Ελευθερια η θανατος!» («Свобода или смерть!»).
Об отношении к этой фразе, которую иногда используют как лозунг, но в основном как принт на одежде — видимо, с определенным посылом, мы спросили Александра Суворова, ключаря кафедрального Вознесенского собора Алматы.
«Эту фразу из греческого монастыря Эсфигмен можно трактовать по-разному. Есть даже футболки, на которых написана эта фраза. Самое удачное толкование этой фразы, на мой взгляд, означает субъективное декларирование: или сохранить православную веру, или умереть, не предав ее. Но, как я отметил, она субъективна, а не объективна. То есть, не означает: ты будешь православным, или мы тебя убьем. Никогда нет такого отношения в православной Церкви. Эти интерпретации идут не от имени религии.
Поэтому значение фразы – или я останусь православным, сохраню свою веру, или лучше умру мученически – вполне себе имеющая право фраза. Субъективная. Это, видите, всt зависит от интерпретации. Субъективная, или объективная сторона принимается», – пояснил священник.
Фраза стала популярной в 90-х сначала на территории России. По словам религиоведа Романа Лункина, в России лозунг появился в среде православных консерваторов и богемы (Константин Кинчев, Иван Охлобыстин), сторонников монархических движений и стал популярен среди представителей некоторых православных общественных организаций.
Большинство священников России считают, что лозунг не стоит сегодня употреблять, но и интерпретировать его как экстремистский – неправильно. В нем нет призыва к насилию над неправославными, или принуждения к принятию православия. Другой вопрос, действительно ли человек готов умереть за веру, как это декларирует посредством лозунгов на футболках?
Кстати, религиовед Роман Лункин выступил экспертом в суде. Российский суд счел фразу экстремистской. «Разжигает национальную и религиозную вражду, пропагандируют превосходство граждан одной религии по отношению к другой», — именно с такой формулировкой Черемушинский суд Москвы вынес решение относительно рекламы футболок с таким лозунгом, выложенной в интернете.
При этом суд рассматривал ряд экспертиз, в том числе и вышеупомянутого эксперта.
«Монахи трактовали этот лозунг как отстаивание православия как спасительной веры в противовес духовной смерти души без православной веры, готовность последовательно отстаивать свою веру до самой смерти», – говорится в экспертном заключении Лункина.
И все же лозунг на территории России признан экстремистским и включен в Федеральный список экстремистских материалов под номером 865 по решению того самого Черёмушкинского районного суда города Москвы.
P.S. Упомянутый выше Константин Кинчев несколько лет назад рассказал, почему он ходит в футболке с этим лозунгом: «Для меня в этом нет ничего своеобразного. Просто я вспоминаю слова чтимого мною святого Феофана Затворника. Он говорил: "Не знаю, как кому, а мне без православия не спастись". Я всего лишь повторяю эти слова».