Показывать нельзя цензурировать: виноваты ли сериалы в проблемах общества? | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Показывать нельзя цензурировать: виноваты ли сериалы в проблемах общества?

440
11 минут
Показывать нельзя цензурировать: виноваты ли сериалы в проблемах общества?


Может ли человек, посмотрев сериал о бандитах и наркотиках, сбиться с пути? По этому поводу высказались психолог и режиссер нашумевшего сериала «Шекер», рассуждая о популярности российской картины «Слово пацана».

Один из наиболее популярных в мире стриминговых сервисов Netflix подсчитал количество времени, которое люди в среднем тратят в день на просмотр сериалов – получилось около 2,5 часов. Помимо этого, 75% опрошенных ответили, что смотреть сериалы им нравится, потому что это просто круто. На втором месте рейтинга «почему я смотрю сериалы», оказалась идентификация себя с героями.

Именно идентификация себя с персонажами сериала или желание походить на них, порой может толкать на поведение, которое не вписывается в общественные нормы. Отсюда и постоянные стычки между теми, кто требует запретить романтизировать на экране образ «плохих парней» и теми, кто считает, что индустрия должна транслировать «все как есть». Даже если «плохиши» импонируют зрителю. Ведь зачастую и в жизни такие парни умеют располагать к себе окружающих.

Кадр из сериала Бригада

Исключением не стал и сериал, взбудораживший общественность в нынешнем году – «Слово пацана. Кровь на асфальте», герои которого с одной стороны бандиты и воры, с другой – справедливые парни с ярко выраженными принципами. Такая модель поведения «героев» привычна нам с детства.

К примеру, Робин Гуд и его банда – справедливый и харизматичный авантюрист, который пытается установить порядок. В интернете на запрос «Почему Робин Гуд положительный герой?», сказано, что «он вносит гармонию контролируемой социализации в мир, утративший порядок и с размытыми представлениями о добре и зле». Грабя богатых и отдавая бедным. Примерно тем же занимаются герои сериала, вынужденные выживать в сложных условиях, правда, грабят они всех подряд. Так, добрые и веселые герои детских сказок с возрастом превращаются в жестоких и безжалостных бандитов из сериалов, но все таких же обаятельных.

Еще одна причина, почему отечественные и российские сериалы в СНГ вызывают такой ажиотаж с требованием о запрете – ассоциации и сопоставление с нашим нынешним или прошлым. Условно, те же «Острые козырьки» и «Во все тяжкие» транслируют жестокость, оправдывают людей, производящих и торгующих наркотиками, однако это происходит где-то там, и воспринимается как художественное произведение.

Отечественные сериалы показывают нам знакомые пейзажи, мы слышим привычный уху сленг, а характеры героев близки, понятны и со схожим менталитетом. «Бригада» напомнила многим о суровых 90-х, в «Слово пацана» разблокируют воспоминания песни Юрия Шатунова, а казахстанский «Шекер» показывает современный Алматы с его бурно кипящей жизнью.

Кадр из сериала Шекер Источник vokrug.tv

О запрете и обратном эффекте

Финальная серия сериала «Слова пацана» запланирована на 21 декабря. Несмотря на то, что на сериале стоит маркировка «18+», он пользуется большой популярностью не только у взрослого зрителя, но и у школьников. На «Кинопоиске» сериал уже вошел в топ-5 лучших сериалов всех времен.

В Татарстане такой популярности не рады: глава республики Рустам Минниханов заявил, что сериалы, которые романтизируют период казанского феномена недопустимы.

«Мы это проходили, и мы не имеем права допустить повторения событий прошлого. И вообще мы должны отреагировать на такие сюжеты, такие фильмы. <…> Наш парламент, мы должны донести до руководства страны, что такие фильмы не соответствуют той политике, которую мы проводим», – сказал Минниханов.

С просьбой запретить сериал выступила и детский омбудсмен Татарстана Ирина Волынец, ведь картина формирует ложные представления о криминальном мире у молодежи.

Тем не менее, режиссер сериала Жора Крыжовников отрицает романтизацию насилия в «Слове пацана». Он считает, что зрителю хорошо показана развязка, где каждое преступление наказано, а романтизацией считают то, что герои сериала не однозначно плохие, а часто сложные, запутавшиеся и потерявшие дорогу.

Волну эмоций сериал вызвал и в Казахстане, где на видео с разборками и драками стали накладывать саундтреки из «Слово пацана». О том, будет ли запрет на показ сериала в стране, даже высказались в Министерстве образования и науки.

Кадр из сериала Слово пацана Источник kinopoisk.ru

«Действительно, очень много информации вокруг этого сериала. Несколько заявлений было и в самой Российской Федерации сделано. Мы изучаем вопрос. Преждевременных выводов делать не хотим. Наше министерство подключило нескольких своих экспертов, есть эксперты с Мининформации, изучаем вопрос. При необходимости, возможно, будут какие-то решения приняты, но пока какого-то большого ажиотажа мы не видим», – прокомментировал министр образования и науки Казахстана Саясат Нурбек.

Однако, на фоне новостей о возможном запрете сериала, сработал эффект Барбары Стрейзанд – рейтинги и просмотры «Слово пацана» лишь увеличились.

Мнение экспертов

По мнению психологов ВГИКА, сериалы восполняют дефицит впечатлений у женщин и достижений у мужчин. Именно поэтому, герои, ориентированные на мужчин, меньше испытывают эмоций и больше стремятся достичь поставленных целей, порой любой ценой. Сериалы, которые чаще всего смотрят женщины, наоборот, уделяют максимум внимания взаимоотношениям людей, их чувствам и переживаниям.

Виктория Левина

Психотерапевт и приходской психолог Вознесенского собора в Алматы Виктория Левина согласна с мнением, что сериалы влияют на людей и их поведение.

- Фильмы, сериалы и прочий контент медиа-пространства на 100% влияет на формирование поведенческих паттернов, особенно у молодого поколения, которое еще в своем репертуаре жизненных сценариев не имеет реального опыта. За это отвечают зеркальные нейроны, которые позволяют человеку переживать события и действия, которые он видит, так, будто он на самом деле это пережил.

- Какие группы больше других подвержены влиянию и могут перенять «плохую» модель поведения?

- Больше всего подвержены влиянию представители социально ущемленных слоев населения. Не имея возможности получения всех тех благ, которые они видят в медиа, у них возникает естественная злость и желание добиться такого же. Люди начинают озлобляться и реализовываться уже через асоциальные взаимодействия – воровство, угрозы, агрессию и прочее.

- Почему людям импонируют «плохие парни», даже несмотря на их откровенно аморальные поступки?

- Плохие парни импонируют многим, но не всем. Нравятся они в том плане, что сохраняется картинка крутого, сильного человека, но так как осознание того, куда это приводит у подростков пока не работает, а что с этим делать нам не показывают, порой выбор происходит в сторону жестокости, агрессии, превалирования неосознанной силы, и желания разрушать то, что сам не создал, не построил. Голимая агрессия не взаимодействует с сознанием, умом и возможностью решения каких-то проблем другими путями. Это самый простой путь самовыживания.

- Как вы считаете, нужен ли контент, рассказывающий о жизни бандитов, наркоторговле, маньяках и других проблемах, которые есть в обществе?

- Я считаю, что такой контент нужен, но в режиссуре этих фильмов хорошо бы все-таки, чтобы в итоге зло было наказуемо. Важна и возможность показа выхода из этих ситуаций: как не попасть в руки маньяка, в зависимость от наркотиков. Показывать выход человеку из этих состояний.

- Где грань между романтизацией и пропагандой, и тем, что режиссеры фильмов и сериалов просто показывают реалии жизни?

- Контент, содержащий асоциальные компоненты, по природе человеческой неосознанно создают мощный эмоциональный отзыв у человека. Радость, счастье – это такие понятия, которые у каждого свои, а горе – общее. И на этом зарабатывать определенные просмотры, деньги, делать монетизацию легче, так как эмоциональный отзыв будет сильнее. Тот, кто создает такой контент, он просто или не осознает, или специально «хайпует», чтобы получить выгоду. Я считаю, что все это должно регулироваться законодательно.

- Как человеку защитить себя и своих близких от влияния фильмов и сериалов, которые могут сбить с пути?

- Защитить себя и своих близких можно именно беседой, рассказами о происшествиях, советами как выбраться из трудной ситуации и положительным примером своей жизни. Только не криком со страхом в голосе, а с добротой, любовью и поддержкой, убеждением в том, что всегда найдется выход из таких ситуаций. Нужно объяснять, что жизнь не только майский день, где смеются и поют, у жизни есть и темная сторона.

Как сказал Карл Маркс, бытие определяет сознание. Бытие – это все, что нас окружает, оно и определяет наше сознание, кто мы есть. В добавление или может быть даже как первоисточник о том, что сказал Маркс, является Библия, Псалтырь 1:1: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей». О чем нам это говорит? Даже в те времена человек понимал, что, общаясь с людьми, которые ведут себя асоциально, ты можешь набраться всего того не хорошего, что тебе потом навредит.

У медали как минимум две стороны

Среди казахстанских сериалов подвергался критике и обвинялся в романтизации легких денег, алкоголя и наркотиков сериал «Шекер». Картина транслирует жестокие реалии, с которыми сталкивается молодежь в поиске быстрого заработка и удовольствий. Данияр Дюсекенов, второй режиссер первого сезона сериала считает, что вопрос романтизации более глобальный, чем может показаться на первый взгляд.

Данияр Дюсекенов

- Когда создавался сериал «Шекер», вы ожидали такой популярности проекта и последующих обвинений в романтизации наркотиков и праздного образа жизни?

- Я тогда вообще не имел представления, что он так «выстрелит»! О романтизации и прочем мыслей не было, ведь по сценарию, да и лично для меня, на самом деле, это больше поучительная история. По ходу всего первого сезона у главного героя постоянно появлялись нереальные проблемы, и вместе с развитием истории четко показывалось: чем больше у него было денег, тем жестче появлялись проблемы, и он сильнее и сильнее во все это зарывался. В конце концов история привела к чему-то вообще нерешаемому. Это ведь и был один из посылов, что такой образ жизни ни к чему хорошему точно не приведет, взгляните сами.

- Как вы считаете, почему отечественные (и создаваемые на просторах СНГ) фильмы и сериалы часто обвиняют в романтизации бандитизма, наркотиков? В чем отличие того же «Во все тяжкие» от «Шекера», ведь и там и там происходит своего рода романтизация, а главные персонажи импонируют зрителю?

- Потому что это бич общества, это все было частью жизни людей в 90х - 00х годах. В таких картинах, как «Рэкетир», «Бригада» «Бандитский Петербург» за основу часто брались реальные истории авторитетов и бандитов. Зачастую такие герои, будучи даже антагонистами, симпатизируют людям из-за того, что большая масса людей никогда бы себя так не вела, или может быть некоторые люди хотели бы поступать также, но не могут.

По поводу романтизации… Думаю, что на Западе все точно так же, возможно, даже в каких-то моментах хуже. Когда ты смотришь какой-нибудь западный фильм про бандитов, грабителей или маньяков, а потом читаешь новости, что кто-то расстрелял несколько десятков человек, будто можно связать эти события между собой, взять даже выдуманные истории и их антагонистов (к примеру, «Джокер» Кристофера Нолана). Все это и без романтизации всегда было и есть до сих пор.

Больше всего этой романтизации подвержена молодежь из регионов, потому что там не все так радужно, как хотелось бы. Мало возможностей, недоступность каких-то благ, развлечений, активностей, и ребята легче подвергаются воздействию картинки с экрана, думают, что это круто.

- Должны ли создатели контента руководствоваться страхом романтизировать негативные аспекты жизни или нужно показывать реалии как есть?

- Я думаю, что если бояться, то нужно отменить множество хороших фильмов. Нужно не забывать, что это кино, а кино – это искусство, и люди должны сами понимать, что даже если кино снято на реальных событиях, авторы сделают все намного красивее и круче, чем было в жизни. К сожалению, у нас очень много молодых людей, которые этого не понимают, и в этом уже более глубокая проблема. Нужно просвещать молодежь, говорить об этом, показывать, как работает и создается кино, чтобы люди не были невеждами.

- Как вы думаете, может ли сериал склонить человека не в ту сторону, сбить с пути? И что на это влияет (воспитание, цензура, и т.п.)?

- Да, определенно. Красивая глянцевая картинка, крутой, харизматичный антагонист и нищета в реальной жизни, желание заработать легких денег, о влиянии на это можно говорить долго. Нужно не забывать, что режиссер должен сделать хорошее кино, и, если после его фильма человек думает: «Какой этот персонаж крутой!», то режиссер и актер справились со своей    работой.

Аспекты восприятия сугубо индивидуальные для каждого, влияет место и условия, в которых вырос человек, его окружение, семья, школа, универ. Почему, условно, я или кто-то из моего окружения, посмотрев тот или иной фильм/сериал, не сошли с ума, не пошли разносить закладки или заниматься рэкетом, а какой-нибудь Петя или Асхат пошел? Это же не проблема романтизации кино, это проблема условий, в которых рос человек, - заключил Дюсекенов.

Подытожим: в то время, как одни в сериалах видят романтизацию и инструкцию к действию, другие – грязь, нищету, безысходность, насилие и путь, который не заканчивается ничем хорошим. Если вспомнить 1980-е годы, когда буйно цвел казанский феномен, сериалов, которые могли бы спровоцировать такой уровень преступности, по телевизору не показывали. Тем не менее, бандитизм процветал. И таких примеров множество.

Большинство экспертов сходятся во мнении, что в этом вопросе необходим комплексный подход, включающий в себя не только цензуру и запреты, но и воспитание, правильно организованный досуг и доступ к достойным условиям жизни.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...