
Свято-Казанский Собор г.Алматы. Фото: АПН
Православная Церковь 26 июля отмечает праздник – Собор Архангела Гавриила, который почитается и в исламе, и в иудаизме. Кто же такие архангелы, ангелы и другие небесные жители в религиях?
Иудеи, мусульмане, христиане верят в ангелов, бестелесных существ, являющихся посредником между Богом и людьми.
Архангел Гавриил — один из архангелов в иудаизме и христианстве. Он также почитаем в исламе как ангел-мукаррабун (приближенный), где он известен под именем Джабраиль. Это имя означает буквально «Всевышний — сила моя» или «сила Господня». К мукаррабун в исламе относятся четыре ангела высшей категории – Джабраил (Гавриил), Микаил (Михаил), Азраил и Исрафил (Рафаил). Они являются самыми приближёнными к Аллаху ангелами, по сравнению с другими.
Архангел Гавриил, новгородская икона XII века. Источник: Public domain, via Wikimedia Commons
В христианстве архангел Михаил — самый почитаемый из небесных духов, архистратиг (предводитель) ангелов, победитель дьявола и герой множества историй. В православии только два ангела носят почётное звание архистратиг: архангел Михаил и архангел Гавриил.
Чудо архангела Михаила в Хонех изображали на иконах и фресках, ему посвящали храмы и монастыри, например, несохранившийся Чудов монастырь в Московском Кремле.
В западной традиции этот персонаж Нового Завета, победитель Сатаны, считается покровителем немецкого государства. В соответствии с народными верованиями, он появляется преимущественно на горных вершинах, то есть в тех местах, где в годы язычества обитал верховный бог германцев Один (Вотан).
Что известно об архангеле Гаврииле
Архангел Гавриил был избран Богом для того, чтобы принести благую весть Деве Марии и всем людям о воплощении Сына Божия.
Праздник, который сегодня отмечает Православная Церковь, был установлен в честь даты освящения храма, воздвигнутого во имя святого Архистратига в Константинополе в 17 веке, уже в период владычества турок.
На иконах Архангел Гавриил изображается с райской ветвью, принесенной им Деве Марии, или со светящимся фонарем в правую и зеркалом в левой руке.
В эти дни вспоминаются все явления Архангела Гавриила: он вдохновлял Моисея при написании книги Бытия; пророку Даниилу возвещал о судьбах еврейского народа; являлся праведной Анне с вестью о рождении от нее Девы Марии; священнику Захарии возвещал о рождении Предтечи Господня; неотступно пребывал с Богородицей во время Ее земной жизни; являлся святому Иосифу Обручнику.
В Гефсиманском саду, где Иисус Христос молился, являлся архангел и укреплял Его перед страданиями. Жены-мироносицы первыми услышали радостную весть о Воскресении Христовом также от Архангела Гавриила.
«Успение Богородицы» Франческо Боттичини показывает три «уровня» и девять «типов» ангелов.
Весь ангельский мир
Ангелы, архангелы, власти, силы, престолы, херувимы, серафимы и весь духовный невидимый мир был создан Богом еще до сотворения видимого мира и человека. В начале сотворил Бог небо (Быт 1, 1). Под небом здесь святые отцы понимают мир небесный, горний, приближенный к Богу и населенный бесплотными духами — ангелами. О предназначении святых ангелов говорит Священное Писание: не все ли суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение? (Евр 1, 14).
Предназначение ангелов — служить Богу и помогать людям в делах спасения. Священномученик Серафим (Звездинский) пишет о способностях и свойствах ангелов:
«Как духи бесплотные, ангелы не знают ни нашего пространства, ни времени; наши способы передвижения, сопряженные со многими усилиями и трудностями, им неведомы. Ангелы быстролетны, быстродвижны: ангел сейчас в одном месте, в мгновение ока — в другом; ни стен, ни дверей, ни запоров для ангелов нет».
В священных текстах ангелы это служебные духи, Божии посланники к людям. Слово «ангел» с греческого переводится как «вестник», относится ко всем небесным бесплотным силам. Отсюда выражение – «весь ангельский мир». В греческом языке слово «архи» значит «начало». Поэтому архангелы — это верховные ангелы, начальники над всеми ангелами (см.: Иуда, гл 9; 1 Фес 4, 16).
Все девять ангельских чинов на иконе 1757 года. Музей православного искусства, Мишкольц, Венгрия. Источник: Public domain, via Wikimedia Commons
Ангельская иерархия
В христианстве ангельская иерархия является одним из фундаментальных вопросов ангелологии (учение об ангелах) как теологической (богословской) дисциплины. Это упорядоченное представление о статусах ангелов, основанное на принципе триадического построения, где каждый статус — чин определяет функции ангела как духовного, или физического проводника воли Бога.
Ангелы являются бестелесными духами. Их образы, в которых они предстают людям, не является их сущностью, скорее их временным состоянием по необходимости. Ангелы вечны, но их создал Бог, который существовал всегда. Вечность ангельского мира не равна вечности Бога, поскольку они были созданы, то есть имеют начало, в отличие от бесконечности Бога.
Ангелы и люди были созданы по образу Бога, но есть нюансы. Ангелы наделены разумом и свободой воли, но у них нет внешних органов чувств, поэтому они способны непосредственно познавать вещи, напрямую, боговидной силой, без участия внешних органов чувств. В этом они более совершенны, чем род человеческий.
Но ангелы, в отличие от людей, не способны к творчеству. Ангел, как чистый дух, не имеет творческой силы. Именно телесность человека, соединение духовного и материального, духовное преодоление телесности, является той творческой силой, которая делает человека более совершенным, чем ангелы.
Систематизацией ангелов богословы занимались с первых веков христианства, но ангельская иерархия, предложенная в позднеантичной работе «О небесной иерархии», со временем стала неформально признанной систематизацией ангелов в христианской церкви, включая православную. Предположительное время создания этого фундаментального произведения относится к концу V века, а автор скрывается за именем Псевдо-Дионисий Ареопагит.
Ангельские чины
Разберем девять чинов ангелов, разбитых на триады, от наиболее близких к Богу, до наиболее близких миру людей, согласно Псевдо-Дионисию Ареопагиту:
-
Серафимы, херувимы, престолы;
-
Господства, силы, власти;
-
Начала, архангелы, ангелы.
Ближе всего к Богу – первая триада ангельских чинов: серафимы, херувимы и престолы.
Серафимы окружают божественный престол, иллюстрация из рукописи XIV века «Petites Heures de Jean de Berry».
Серафимы — высший ангельский чин, вечно пребывающий около Бога. Они имеют шесть крыльев. Одной парой крыльев они закрывают ноги, другой — лицо, а третью используют по прямому назначению — для полета. Согласно своему названию (от древнееврейского — «пылающий»), серафимы, как языки пламени, бесконечно движутся вокруг Бога, непрестанно восхваляя Его, трепеща от пламенной любви к Нему. На иконах их, как правило, изображали красным цветом — символом пламени и безгреховности (в западном искусстве — голубым). Бог для серафимов — пламенеющая Любовь.
Херувимы — многооки. У них шесть крыльев, как у серафимов, поэтому их иногда трудно отличить друг от друга на иконах, но бывает и четыре крыла, и два. Бог поставил херувимов стражами на восточной стороне Эдема, чтобы не допустить возвращения человека в рай и к древу жизни.
Изображение херувима, эмаль по позолоченной меди, 12 век, Лувр. Источник: Public domain, via Wikimedia Commons
В отличие от пламенных серафимов, херувимы, в иконографии, изображались, как правило, в голубых или золотисто-желтых тонах. В западном искусстве популярно было изображать херувимов в виде крылатых младенцев, почему-то ассоциируя их с языческим греко-римским богом Купидоном/Эросом.
Если серафимы отличаются пламенной любовью к Богу, то херувимы — способностью познать Его, видеть Его величие, и делиться знанием с нижними ангельскими чинами. Они ангелы-просветители, поэтому иногда изображаются с книгой в руках. Бог для херувимов — Премудрость.
Изображение престолов, фрески церкви Св. Иоанна Крестителя, г. Кратово, Македония. XIX век. Источник: Public domain, via Wikimedia Commons
Престолы — третий ангельский чин. Изображались они огненно-красными, в виде многооких крылатых колес. Изображение престолов встречается почти исключительно на центральной иконе деисусного ряда иконостасов — Спас в силах, где Господь «восседает» на них как на троне (престоле). Престолы созерцают и воспевают величие Бога как Творца всего, сами исполняются Его величием и передают ощущение этого величия нижестоящим ангелам и людям. Бог для престолов — Царь Славы.
Средняя триада ангельских чинов является соединительным звеном между чисто духовным, вневременном миром Бога и его созданным творением. Средняя триада, или метархия, — это господства, силы и власти.
Господства на мозаичном потолке баптистерия Сан-Джованни во Флоренции, XIII век. Источник: Public domain, via Wikimedia Commons
Господства распределяют обязанности между ангелами, выполняют волю Бога и направляют деятельность ангелов низших чинов. Это ангелы-лидеры, регулирующие обязанности ангелов, сообщая заповеди Бога. Изображают их в короне, со скипетром, как символом власти над низшими ангелами. Господства — незримые наставники поставленных от Бога земных правителей. Они также помогают людям укрощать свои страсти. Господства созерцают Бога в Его управлении, попечении, промышлении о созданном мире. Бог для господств — Промыслитель.
Силы наделены властью совершать чудеса и ниспосылают эту благодать на праведников и угодников. В апокрифах они появляются при Вознесении Христа и сопровождают его на небо. Изображают их иногда с белыми лилиями или красными розами в руках, символах Страстей Господних. Силы созерцают Бога, творящего чудеса. Бог для сил — Чудотворец.
Власти на мозаичном потолке баптистерия Сан-Джованни во Флоренции, XIII век. Источник: Public domain, via Wikimedia Commons
Власти ответственны за гармонию в созданном мире, за баланс сил. Слуги Божьей власти, они сражаются с демонами и поддерживают отчаявшихся. Власти — суть ангелы-воины против зла, защищающие космос и борющиеся с бесами, сеющие хаос через людей. Поэтому их изображают в военных доспехах. Бог для властей — Всемогущий.
Третья триада ангельских чинов — самая близкая к созданному миру и людям. К ней относятся начала, архангелы и ангелы.
Начала на мозаичном потолке баптистерия Сан-Джованни во Флоренции, XIII век. Источник: Public domain, via Wikimedia Commons
Начала названы так потому, что им вверено начальство над стихиями природы. Они повелевают законами созданной вселенной и управляют всей природой. Они ответственны за времена года, звезды, луну и так далее. Начала являются покровителями народов и стран, времени и исторических эпох. Они следят за выполнением Божьей воли на земле, передавая Его волю низшим ангельским чинам.
Ангелы, архангелы и серафимы на иконе Собор Архангелов и Ангелов, 1816 год, Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург. Источник: culture.ru
Архангелы — провозвестники божественного и посланники, доводящие волю Бога до ангелов, и тем самым до людей. Архангелы — посланники Бога в критические моменты истории и спасения, как в Благовещении и Апокалипсисе. Архангелы — учителя небесные, они своего рода “переводчики”, позволяющие людям понимать волю Бога. Архангелы являются покровители наций и городов. Православная церковь признает восемь архангелов: Михаила, Гавриила, Рафаила, Уриила, Иегудиила, Варахиила, Селафиила, и Иеремиила.
Архангел Гавриил, византийская икона, Третьяковская галерея.
Ангелы стоят на низшей ступени небесной иерархии, ближе всего к человеку. Если архангелы наставляют человека на путь Божий, ангелы же ведут человека по этому пути, охраняя его от отклонения или падения. После крещения каждому человеку предоставляется ангел-хранитель, который ведет душу его к спасению.
Небесная иерархия ангелов выполняет функцию передачи Божьих даров от высших чинов — низшим, и в конце концов — человеку. Эта цепочка от серафимов до ангелов — есть соединительная нить между Богом и людьми.
Ангел-хранитель, русская икона XIX века
При подготовке статьи использованы материалы: Википедия; islam.plus; kemrsl.ru (Государственная научная библиотека Кузбаса); pravoslavie.ru; foma.ru; pravmir.ru; dzen.ru (каналы: daymonri; Просветитель)