Жаркент: о чем молчат поющие барханы? История древнего города | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Жаркент: о чем молчат поющие барханы? История древнего города

1881
8 минут
Жаркент: о чем молчат поющие барханы? История древнего города
Юрий Аязов

История Жаркента не так широко растиражирована, как, например, Туркестана. Но потенциал Жаркента как интереснейшей точки на карте туристических маршрутов огромен.

Сейчас Жаркент воспринимается больше как придаток пограничного пункта Хоргос. Там расположен большой рынок, куда люди приезжают за китайскими товарами по оптовым ценам.
Однако он имеет огромный потенциал прежде всего как туристический город, потому как находится рядом с популярными туристическими точками Алматинской области. Совсем недалеко от него «раскрученные» Чарынский каньон и поющий бархан Алтын-Эмель. Но и сам Жаркент представляет не меньший интерес, и в первую очередь своей богатой историей.

На перекрестке культур
Это сейчас Жаркент лишь районный центр Алматинской области, а когда-то был одним из крупнейших городов Казахстана. Официальные справочники определяют ему возраст чуть менее 140 лет. Однако доказательствами древности этого населенного пункта являются остатки крепостной стены, по сей день сохранившейся на подъезде к городу.

Из исследований Чокана Валиханова, Билала Назима, Туглук Тимура следует, что возраст Жаркента не меньше, чем Кульджи, Алмалыка и Талхира (Талгара). Великий путешественник, разведчик и ученый Чокан Чингисович Валиханов в 1856 году в своем дневнике сделал записи о городе Жаркенте и поселке Каратурук и даже начертил карту. Примечательно, что и тогда Валиханов называл Жаркент (или как его было принято писать Яркент) городом.

Долгие годы эти земли считались «диким полем». Как таковой четко проведенной границы не существовало – население здесь всегда было смешанным. Казахи, уйгуры, дунгане, а еще чуть раньше и джунгары.

Именно в окрестностях современного Жаркента поражение джунгарам нанесло объединенное войско Казахского и Бухарского ханств. Это событие вошло в историю как Орбулакская битва, в которой джунгары потерпели первое поражение. Как известно, война продолжалась еще 100 с лишним лет, и здешние места повидали немало битв и схваток.

Тем не менее сосуществование разных народов внесло определенный колорит в местную цивилизацию. Например, на местных землях широко развили огородничество уйгуры и дунгане, а купцы следовали из Европы и Средней Азии в Китай.

До сих пор в этих местах сохранились горные тропы, по которым нападали и отступали и казахские, и бухарские, и джунгарские войска; по ним путешествовали купцы, уходили от карательных отрядов царских войск участники восстания 1916 года. Позднее они пригодились и уходящим в Китай белогвардейцам, и спасающимся от коллективизации и голодомора казахским шаруа.

Расцвет Жаркента
Еще 10-15 лет назад многие горожане жили приграничной торговлей, однако сейчас местные говорят, что возить товары с оптового рынка в Хоргосе стало невыгодно. Большими объемами закупать не для кого — население города слишком мало, а в малых количествах – себе в убыток. Сегодня горожане кормятся лишь с небольших промышленных предприятий в городе и с работы в госсекторе.

А когда-то именно пограничное положение Жаркента обусловило его быстрый взлет на рубеже 19 и 20 веков.

Настоящий расцвет в этих краях начался в 1881 года. В Петербурге был подписан договор между Китаем и Россией, по которому спорный ранее Илийский край переходил под юрисдикцию России. С тех пор жизнь в этих местах забила ключом.

До сих пор живым памятником тем временам стоят купеческие дома в историческом центре Жаркента. Здесь обильно представлена типовая станично-казацкая застройка с узнаваемыми деревянными домами со ставнями на окнах. Имеются и яркие архитектурные образцы.

К примеру, бывшее педучилище – здание, ранее бывшее в храмовом комплексе Илии Пророка. Внешне больше напоминающее торговый дом одного из купцов того времени. Сегодня оно в аренде и переживает затянувшийся ремонт. Но есть и две архитектурные достопримечательности, настоящие местные жемчужины.

Архитектурное многообразие
Пожалуй, самая известная в Жаркенте – это знаменитая мечеть-пагода. Это необычное строение стало визитной карточкой города, как будто символизирующее место встречи двух культур.

В 80-х годах 19 века местный купец Вали-Ахун Юлдашев решил оставить о себе память землякам. Давая деньги на строительство местной мечети, он не захотел строить типовое здание и выписал китайского мастера Хон Пике. А тот соорудил мечеть, внешне больше напоминающую китайскую пагоду. В течение ХХ века тут была и казарма, и склад, и чайхана. А в последние несколько лет музей.

news53.jpg

Другой интересный объект Жаркента – церковь Илии Пророка, похожая на печатный пряник, который видно со всех окрестных мест. Построил храм архитектор Сергей Тропаревский. Он же считается одним из авторов проекта Вознесенского собора в Алматы.

В советское время храм Илии Пророка пережил непростые времена. Здесь был и спортзал, и общежитие педагогического техникума. Но зданию удалось пережить бурный ХХ век, и сегодня сюда снова вернулась духовная жизнь.

Любопытный факт: столько раз меняя свое назначение, храму удалось сохранить половицы и двери конца 19 века. Сегодня здесь хранятся и мощи местного святого Василия Жаркентского, павшего от рук красноармейцев.

Поразительно, насколько богатой была духовная жизнь Жаркента на рубеже прошлого и позапрошлого веков.

Еще из истории…
До сих пор здесь сохранилась чуть менее известная городская мечеть. А в окрестном Жаркенту селе Тас-Карасу сохранился остов Храм Иоанна Богослова. Сейчас есть проект по реставрации храма, что наверняка усилит поток и туристов, и паломников.

Тем более, что неподалеку от старого храма расположено уникальное озеро Деревянное – настоящее чудо природы. Ветряные песчаные наносы сделали своеобразную запруду реки Чарын и образовали озерцо в окружении живописных камышей и барханов.

В начале ХХ века с Жаркентом были связаны жизни многих выдающихся и порой противоречивых фигур. Например, здесь служил с 1911 по 1913 год легендарный казачий генерал Петр Николаевич Краснов. Сегодня его научные труды незаслуженно забыты.

К сожалению, пропагандистами активно высвечивается лишь факт его сотрудничества с нацистами во времена Второй мировой войны. А между тем именно в годы своего пребывания в Жаркенте Краснов тщательно описал местную природу, крайне непохожую на природу других мест.

До сих пор в городе сохранилась уникальная казачья тюрьма, куда сажали нарушителей границы и контрабандистов. Впрочем, сохранилась – сказано сильно. Остались лишь стены и крыша с резьбой, напоминающая о давно минувших днях.

История в личностях
Со временем Жаркент несколько утратил свои позиции. А когда-то входил в пятерку самых крупных и бурно развивающихся городов на территории современного Казахстана наряду с Верным, Акмолинском, Семипалатинском, Аулие-Атой (ныне Тараз) и Уральском.

Тем не менее сегодня это вполне успешный пограничный город, сохранивший особые исторические колорит и атмосферу. Даже новостроек, как правило, малоценных с точки зрения архитектуры, в Жаркенте не так много. И если сделать скидку на неизбежные временные изменения, в целом он сохранил облик времен своего расцвета.

К примеру, в одном из бывших купеческих домов располагается музей имени Абильхана Кастеева. Легендарный художник является одним из известных уроженцев города. Сегодня в музее можно увидеть экспозицию, посвященную жизни художника, хотя в Жаркенте он провел лишь свои юные годы.

Здешние улицы, горы, реки и степь помнят легендарного атамана Александра Дутова и его не менее известного ликвидатора, чекиста Касымхана Чанышева (прототип легендарного чекиста Чадьярова, известного нам по серии фильмов «Конец атамана», «Транссибирский экспресс» и прочих).

В годы гражданской войны власть в Семиречье часто менялась. На финальном этапе Дутов, по версии белых властей, оказался генерал-губернатором этого края. Он слыл одним из самых жестоких руководителей Белого движения, и Дутова решено было ликвидировать. План ликвидации разрабатывался в Жаркенте.

Захоронение Дутова подверглось разграблению. Его останки были обнаружены уже в послевоенную эпоху. А жизнь Чанышева (в образе чекиста Чадьярова в исполнении Асанали Ашимова) во многом обессмертили кинематографисты в своих фильмах «Конец атамана», «Транссибирский экспресс», «Маньчжурский вариант» и «Кто вы, господин Ка?».

Жаркент и генсек КПСС
Связаны с городом и довольно необычные персонажи, которые совсем не ассоциируются со здешними местами. Например, будущий генсек ЦК КПСС Константин Устинович Черненко, служивший здесь на пограничной заставе.

Впрочем, эта часть его биографии неоднозначна. Многие историки утверждают, что Черненко участвовал в преследованиях и расстрелах людей, спасающихся в начале 30-х годов от коллективизации и голодомора. Тем не менее в бытность его недолгого нахождения на вершине власти по радио звучала песня со следующими строчками:

Сгущались тучи над границею, чернея…

Бандитам путь в страну Пемуров преградил.

В бой вел нас Константин Устинович Черненко,

Парторг всегда был в жарком деле впереди.

Но несмотря на то, что в историю Черненко вошел чиновником до мозга костей и мастером аппаратных интриг, Жаркент помнит его солдатом.

Это лишь малая часть интересных историй, которые видели улицы Жаркента и окрестные земли. Одним словом, в здесь есть что посмотреть и ценителям истории, и любителям уникальных природных пейзажей. Пусть они не так широко растиражированы, но при этом не менее ценны.

Источник -  365info.kz
  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Читайте также