Современный Паганини родом из Казахстана | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Современный Паганини родом из Казахстана

941
8 минут
Современный Паганини родом из Казахстана
Галина Галкина

Уникальный концерт-спектакль “Паганини был исполнен в новом Almaty Theatre в минувшее воскресенье. Сенсацией спектакля стало участие в нем мировой звезды, выдающегося виртуоза-скрипача Романа Кима (Германия), родом из Казахстана. Его называют Паганини современности, в репертуаре музыканта – самые сложные скрипичные произведения. Он неизменно играет в своих призматических очках собственного изобретения.

В единственном концерте-спектакле Роман Ким исполнил сочинения Никколо Паганини в сопровождении Государственного академического симфонического оркестра РК под управлением Каната Омарова. Роль гения-скрипача блестяще сыграл Рауф Хабибуллин, казахстанский актер театра и кино (Государственный академический русский театр драмы имени Лермонтова). 

news3448.JPG

Постановщик концерта-спектакля - Наташа Дубс, режиссер, художественный руководитель Немецкого театра. Автор идеи и организатор проекта - Таир Каримов. Прозвучали произведения Никколо Паганини «Первый концерт», «Первый каприз», вариации на тему «Боже, храни короля!» (а сегодня – «Храни королеву!»), «La Campanella». Роман Хабибуллин сыграл моноспектакль, как в театре одного актера. Прожил, выстрадал судьбу музыканта, восходил с ним вместе на Олимп славы, упивался ею, влюблялся в женщин, расставался с ними, заботился о сыне. И неразделимым продолжением актера была музыка, которую виртуозно исполнил Роман Ким. Музыка живая, невероятная в своей изощренности, будто извлекаемая смычком Паганини. 

news3449.JPG

На протяжении музыкального спектакля участников сопровождали бурные аплодисменты зрителей. В ответ на овации Роман Ким исполнил композицию из репертуара Майкла Джексона Smooth Criminal. И сопроводил исполнение сложного музыкального пассажа одним из знаменитых танцевальных приемов Майкла Джексона, поднявшись и замерев на носочках. Чем привел всех в восторг.

После спектакля своим впечатлением поделился зритель Т.Г., пианист: «Музыкант поразил своим отточенным до фанатизма мастерством. Каждая нота была извлечена искусно и точно в своем время, а каждый взмах смычка - неопровержимое доказательство великой дисциплины. Не знаю, зачем именно Роману Ким эти диковинные очки? Сначала я заподозрил, что, возможно, внутри очков воспроизводится партитура, и он читает по нотам, но после первого же исполненного произведения эти подозрения отпали - ноты перед глазами ему ни к чему. Остается только догадываться, возможно, это что-то непостижимое для нашего понимания».

Накануне премьеры журналисты встретились с творческой группой и постарались разгадать секреты уникального проекта, над которым организаторы работали два года. 

news3450.jpg

Автор проекта Таир Каримов рассказал, что для создания достоверного образа музыканта они опирались на письма, книги, документальные источники.  Личность Никколо Паганини привлекла его редкой харизматичностью, противоречивостью и мастерством. Таир Каримов: «Мы составили собственное представление о музыканте. Не претендую, что создали правильный образ, но это наш взгляд. Мы работали с искренним сердцем. Каким бы ни был колким и странным Никколо Паганини, но произведения говорят об ином, если захотеть подобное услышать в его музыке». 

news3451.jpg

Наташа Дубс, режиссер: «Передо мной стояла задача исследовать природу этого уникума. Репетиции, которые мы проводили с Рауфом Хабибулиным, и были посвящены изучению гения Никколо Паганини. Он писал в письмах, что его научили сочинять внутренним слухом. Тогда подумалось, значит, это все звучит в нем, он нашел форму сублимации. И это было ценно для актера, чтобы попытаться стать Паганини, передать напряжение зрителю». Режиссер выразила надежду, что жанр концерта-спектакля будет развиваться в Казахстане. В Германии, по словам Романа Кима, был подобный опыт – спектакль «Флорентийские ночи», где он исполнял музыку, а другой участник – поэт читал стихи Генриха Гейне.

news3452.jpg

Роман Ким – не только скрипач высочайшего мастерства, он пишет музыку, что редкость для исполнителя.  Прославленный скрипач усовершенствовал свой инструмент и создал уникальные призматические очки, в которых играет концерты на протяжении шести лет. 

 Родом из Казахстана, Роман родился в Балхаше, на скрипке играет с пяти лет. Победитель множества конкурсов, юный вундеркинд был принят в музыкальную школу при консерватории (Москва) в класс заслуженного деятеля искусств РФ Турчаниновой Галины Степановны.  Получал мастер-классы у выдающихся музыкантов Мстислава Ростроповича, Гидона Кремера. Роман Ким продолжил учебу в Германии, ныне живет в Кельне и дает концерты по всему миру: «Я восемь лет не был в Казахстане, для меня большая радость приехать сюда». Через много лет алматинцы получили возможность услышать его уникальную игру. 

Музыкант играл произведения Паганини с детства, изучал литературу о нем, смотрел фильмы: «До сих пор меня занимает эта личность. Паганини – новатор, имел множество идей, усовершенствовал свои инструменты, экспериментировал со струнами, смычками. Паганини в молодости играл на очень толстых виолончельных струнах и на длинных смычках. В конце жизни – на обычном смычке и очень тонких струнах. И я иду по этому пути, потому что мне интересны эти вещи. Переделываю струны, играю на нетипичных смычках. Читаю письма Паганини. Раньше я некоторые моменты не понимал, но сейчас мне открываются его мысли. В истории скрипачей-экспериментаторов Николо Паганини – единственная подобная личность». 

Исполняя произведения Паганини, Роман Ким играет на одной струне, как и великий маэстро: «Это один из его трюков. У Паганини во всех произведениях есть эпизоды для игры на одной струне. Такие сочинения, как вариации «Моисея в Египте» на оперу Джоаккино Россини, где используется одна струна». 

news3453.jpg

Рауф Хабибуллин, исполнитель роли Никколо Паганини, рассказывает: «Удивительно противоречивая личность.  Роль для меня оказалась невероятно сложной. Мифы о его якобы сговоре с дьяволом созданы людьми, но Паганини, по его словам, любил «подливать масла в огонь». И если вы будете слушать музыку Паганини, то поймете, что там – только свет. Шуберт говорил о его игре: «Я слышу в адажио песни ангела». Работая над ролью, я пережил все травматические ситуации Паганини, любовные коллизии, прочувствовал его успех, восхождение на Олимп, драму финала жизни. У музыканта возникли непримиримые противоречия в отношениях с церковью. В результате его тело не могли предать земле в течение 56 лет. Личность сильная, противоречивая, не сломленная. Соприкоснувшись с феноменом Никколо Паганини, я испытал внутренние сложности, и они останутся со мной». 

Роман Ким рассказал о планах: «До короновируса мне был заказан реквием, посвященный 75-летию трагедии в Хиросиме и Нагасаки. Я думал, как написать реквием для скрипки соло, если там важны слова: «Sanctus, Sanctus, Sanctus, Dominus Deus Sabaoth…»  («Свят, Свят, Свят, Господь Бог Саваоф!  Полны небеса и земля славой Твоей. Осанна в вышних»). В основу я взял грегорианский реквием, его тему положил в свое произведение». 

Предполагаемому турне с исполнением произведения в разных странах помешала пандемия. Скорее всего, турне состоится уже на 80-летие ядерной бомбардировки японских городов.  Помимо этого, будут концерты в Мюнхене, Италии, Турции, в Китае. 

Роман также назвал скрипачей, чье искусство ценит больше всего – Ицхака Перлмана, Яшу Хейфеца, Иври Гитлиса (в 2016 году Роман Ким получил премию Иври Гитлиса на фестивале Le Printemps du Violon в Париже). В числе выдающихся скрипачей Роман Ким назвал и своего педагога – Виктора Третьякова, за которым он, будучи шестнадцатилетним юношей, поехал в Германию, чтобы продолжать у него учиться.

Модное, ранее вынужденное направление сегодня – онлайн-концерты, цифровые версии произведений. Роман Ким относится к подобному формату отрицательно: «Когда вы слушаете концерты живьем, в зале, вы можете почувствовать живую энергию, которая во многом теряется в онлайн-концертах. Мне предлагали в дни коронавируса записать онлайн-выступление, но я отказался».

Журналисты не могли оставить без внимания миф о том, что Никколо Паганини был одержим дьяволом. Роман Ким не разделяет домыслы, будто великому скрипачу помогал дьявол: «Я верующий человек, христианин. И я за светлую сторону. Понятно, что каждый человек грешен, но есть выбор оставаться на светлой стороне. У нас есть замечательный советский фильм «Никколо Паганини», в нем много мистики, но там воспроизведены реальные события. Я читал множество писем. Музыкант не был одержимым, это лишь придумки людей. Как раз-таки именно дьявол и творит подобные вещи с этими людьми, не способными иначе объяснить феноменальную игру великого скрипача. Я за светлую сторону, это вопрос выбора».  Отдельно, после пресс-конференции, Роман Ким развил тему веры: «У нас в Кельне есть православная церковь, которую я посещаю. Читаю молитвы из Священного писания. Наш Бог – Иисус Христос, естественно.  Когда улетаю куда-то на концерты, молюсь перед полетом. Я уверен, что проявления воли Господа происходят на каждом шагу, но мы этого в суете не замечаем». 

Рассказал Роман также о своем изобретении – призматических очках: «В очках две призмы, преломляющие свет, они дают мне стереоскопическое видение. А наши глаза обычно смотрят в одну точку. Когда взгляд устремлен через призму, происходит расфокусировка зрения, это дает расслабление, как при усталости, и вместе с тем вызывает высокую концентрацию мозговой деятельности. Но это объяснение - если грубо рассуждать о воздействии очков. На самом деле есть более тонкие вещи. Сложно говорить о невидимых вещах, это связано с внутренним мышлением.  Мы делали эксперименты в Сеуле, в Корее, в Германии, которые показали, что моя мозговая активность с применением призматических очков кратно повышается, потому что увеличивается концентрация внимания, мыслительной деятельности. Когда я в этих очках, то забываю про руки, они просто выполняют то, что вы видите здесь (в очках). Самое главное то, что происходит в голове. В очках мне проще играть более сложные вещи. С помощью очков я могу максимально погрузиться в себя, чтобы больше дать слушателям». 

О чем бы спросил Роман Ким самого Паганини, если бы мог перенестись на машине времени в его эпоху? Скрипач ответил: «Вопросов могло бы быть тысячи, но я бы хотел услышать, как играет Никколо Паганини».

news3454.jpg

Фото: 

Елена Петрова - концерт-спектакль  

АПН - пресс-конференция


Источник -  dknews.kz
  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Читайте также