Прививки и вера: запрещают ли религии вакцинацию | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Прививки и вера: запрещают ли религии вакцинацию

469
7 минут
Прививки и вера: запрещают ли религии вакцинацию
Полина Чихичина

Причина наблюдаемого сейчас в Казахстане всплеска заболеваемости корью в низком охвате вакцинацией от этой болезни в период пандемии.

Вакцинация раскалывает общество на два воинствующих лагеря с момента разработки первой вакцины против оспы, то есть ещё с начала XIX века. Основными аргументами противников вакцинации в то время была религия.

В Казахстане зарегистрировано свыше 31 тысячи отказов от вакцинации (эта накопительная статистика ведётся с 2013 года). В качестве одной из основных причин такого решения казахстанцы указывают религиозные убеждения. 

Разберёмся, противоречат ли прививки воле Всевышнего в исламе, православии и других религиях и что делать, если вакцины содержат запрещенные религиями вещества.

На стыке медицины и вековых традиций

Существует ошибочное мнение, что прививки являются детищем современной медицины и потому противоречат древним религиозным догматам. На самом деле сведения о первых вакцинах датируются 700-800 годами нашей эры и дошли до нас через персидские и индийские тексты. Проводились они методом вариоляции: в маленькую ранку на коже здорового человека вживляли содержимое оспенных пузырьков больного. Таким образом формировалась защита и удавалось избежать тяжёлой формы заболевания.

Вариоляцию также применял исламский учёный Абу Бакр Ар-Рази (865-925 гг.). А живший на территории Казахстана врачеватель и ботаник Отейбойдак Тлеукабылулы описал, как казахи применяли этот метод, ещё в XV веке, – за 300 лет до официального открытия вакцины английским врачом Эдвардом Дженнером в 1796 году.

news6087.jpg
Вакцинация детей в передвижном госпитале, 1914 год, Великобритания / Фото из Музея истории нового Южного Уэльса, источник – сайт Unsplash.com

Вакцинация в исламе

В Духовном управлении мусульман Казахстана (ДУМК) подтверждают: ислам не запрещает вакцинацию. Чтобы избежать превратных трактовок и спекуляций в этом вопросе, учёные от религии могут выносить вердикт (фетву), только разобравшись в вопросе с медицинской точки зрения. Отдел шариата и фетвы ДУМК на своём сайте отвечает сразу на несколько распространенных страхов в отношении прививок.

"Прививки – вмешательство в волю Аллаха"

Во время эпидемии или для предотвращения страшной болезни отдел шариата и фетвы считает необходимым сделать прививку от инфекционных (вирусных) заболеваний. Предопределение не означает, что человек должен бездействовать. В хадисе от Бухари сказано:
"Если кто съест семь фиников аджуа утром, в тот день ему не навредит колдовство или яд". 
Этот хадис исламоведы трактуют именно как разрешение на профилактику болезней, а значит, и одобрение вакцин. Ислам в целом обязывает заботиться о чистоте и здоровье тела, искать способы предотвращения болезней до того, как они возникнут.

"Прививки вредят здоровью"

Вакцинация для профилактики заболевания разрешена (мубах), говорят в ДУМК. Но поскольку вакцинация – медицинский вопрос, то именно специалисты в этой области должны определить, не превышает ли вред от иммунизации её пользу для здоровья человека. В медицине это называется противопоказанием к вакцинации, и в таких случаях пациенту назначают медотвод.

Вакцинация, как и любое вмешательство, несёт определенный риск реакций и осложнений. Но общий принцип шариата в этом вопросе – "выбрать меньшее из двух зол, если есть необходимость делать одно из двух". Это значит, что предпочтительнее проводить иммунизацию, чем бездействовать.

"В состав вакцин входят нечистоты (наджаса)":

В вакцинах действительно встречаются вспомогательные компоненты, которые технически могут относиться к категории запретных (харам). В брошюре, подготовленной ЮНИСЕФ в Казахстане совместно с сайтом о вакцинации Egu.kz, подробно разбирается такой стабилизатор препаратов как желатин. 

В исламе признают использование рыбьего желатина, агар-агара из водорослей и пектина из фруктов. Что касается свиного желатина, то у ДУМК есть отдельная фетва на эту тему. В ней сказано, что допускается использование вакцин, содержащих запрещённые вещества, если нет альтернатив, а жизни и здоровью грозит опасность. В целом желатин животного происхождения в вакцинах хорошо очищен и гидролизован, поэтому отличается от натурального.

Вакцинация в православии

Православие, представленное в Казахстане Митрополичьим округом Русской православной церкви, утверждает, что вакцинация – мощный инструмент профилактики чрезвычайно опасных инфекционных заболеваний. Церковь также осуждает пропаганду антивакцинации и конспирологических утверждений о чипировании человечества при введении препаратов.

"Вакцины – печать антихриста":

Вопрос прививок в среде православных христиан вспыхнул с новой силой в период вакцинации от коронавируса. Многие верующие высказывали опасения относительно QR-кодов для привившихся, сравнивая их с "печатью антихриста" – она упоминается в "Апокалипсисе" Иоанна Богослова:

"И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их… Никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание" (Откр 13:16-13:17).

Священник Виктор Никишов отмечает, что вакцинация никак не связана с антихристом и концом света. Действительно, и QR-коды, и "печать" регулируют социальную активность человека, но на этом сходство заканчивается. Печать предполагает сознательный выбор человека в пользу зла, тогда как QR-коды, напротив, – способ защитить себя и окружающих, снизив скорость распространения инфекции.

"Вакцинация – это грех":

Православная церковь опирается на принцип свободы человека и выступает за добровольную вакцинацию. А значит, отказываться от иммунизации ребенка, ссылаясь на заповеди Христа – заблуждение.

news6088.jpg
"В православии на счёт вакцинации специальных предписаний и запрещений нет. Все зависит от самого человека, от его выбора. "По вере Вашей, – говорит Господь, – да будет вам" (Мф.9:29) Насколько веруете, настолько и получаете. Бог не желает чего-то плохого для своего создания. Если Минздрав говорит, что прививка послужит вашему благу, вашему здоровью, что это не несёт вреда… Если никаких препятствий нет, то что тогда нам претит?" – предлагает задуматься протоиерей Никольского собора Валерий Захаров.

"Вакцины содержат клетки абортированных эмбрионов"

В 2020-м году в Сети распространилось видео, в котором сообщалось о препарате с "хромосомами нездорового генома". Это ложь: в состав вакцин входят не клетки абортированных человеческих плодов, а микроорганизмы, которые выращиваются в клетках-потомках тканей абортированного плода.

Что здесь важно понять: клетки тканей являются, по сути, лишь почвой для вирусов, входящих в состав вакцин. Они не становятся компонентом препарата. А аборт эмбриона-донора совершён много десятилетий назад и был добровольным решением родителей, не связанным с исследованием. Подсчитано, что вакцины на основе клеток-потомков предотвратили почти 11 млн смертей и 4,5 млрд случаев заболеваний.

Вот, что говорит об этом православная церковь:
"Греховные действия, в результате которых была получена необходимая клеточная линия, совершены несколько десятков лет назад и не носят систематический характер. Между тем использование таких вакцин спасло жизни и предотвратило тяжёлые пороки развития у тысяч людей".
В исламе аборты также запрещены, но при отсутствии альтернативы такие вакцины допустимы, ведь отказ от вакцинации приведёт к большему злу.

news6089.jpg
Фото Informburo.kz

Вакцинация в других религиях

Среди представителей других христианских конфессий, живущих в Казахстане – католиков, протестантов – нет единого мнения относительно вакцинации. Тем не менее все они предполагают свободу выбора и следование одной из главных заповедей Иисуса Христа: "Возлюби ближнего твоего, как самого себя" (Мф. 22:39). На эту заповедь опирались во многих странах, включая Казахстан, проводя кампанию по вакцинации для создания коллективного иммунитета.

Первостепенная заповедь иудаизма гласит, что спасение и защита человеческой жизни (своей жизни, жизни детей и соседей) перекрывает любые другие религиозные мотивы. Когда жизнь конкретного человека в опасности, почти любая запрещающая заповедь Торы утрачивает свою силу.

Первая из пяти священных заповедей в буддизме – "не убивай". И если вакцина получена из любой формы жизни, её использование является спорным. Но буддийские биомедицинские исследователи считают: цель их опытов в том, чтобы спасти, а не пожертвовать жизнью. Поэтому многие буддисты используют вакцины для защиты своего здоровья.

Корень конфликта

В Казахстане, как и во всем мире, независимо от вероисповедания родители продолжают отказываться от вакцинации. При этом ни и в одной из рассмотренных религий запрета на прививки нет. Зато есть страхи, и у каждого родителя они свои. Работа с этими страхами необходима, и начаться она должна, по всей видимости, не на горячей линии со священнослужителем, а в кабинете врача.

Источник -  informburo.kz

Читайте также

  • Комментарии
Загрузка комментариев...