Почему шестая седмица Великого поста называется «седмица Ваий», о смысле и значении этой недели, особых праздниках и богослужениях – в нашем материале.
Шестая седмица — последняя в сорокадневном цикле или Святой Четыредесятнице, которая отводится для покаяния верующих. За ней следует Страстная неделя.
Шестая седмица Великого поста имеет особое название. Еще она называется цветоносною, цветною и вербною – от ветвей, с которыми Церковь вспоминает царский вход Иисуса Христа в Иерусалим, встреченного народом с ветвями пальм.
Эта седмица уже готовит нас к празднику воскрешения праведного Лазаря и Входа Господня в Иерусалим, когда на утрени совершается освящение ваий - т.е. финиковых, пальмовых ветвей (или у нас - верб), с которыми встречали люди Спасителя, грядущего в Иерусалим на страдания (пред Господом, как пред царем, народ постилал пальмовые ветви).
К этому времени и преподобные отшельники возвращались в свои обители из пустынь, куда они, по древнему обыкновению, подражая Господу, бывшему в пустыне в посте и молитве 40 дней, удалялись на время Святой Четыредесятницы.
К неделе (воскресенью) Ваий, или к празднику, который мы называем Входом Господним в Иерусалим, эта седмица стремится и по содержанию богослужения. Начиная ее, Церковь приносит Господу предпразднственное пение праздника ваий, молясь о постящихся, чтобы и они вместе с Лазарем Четверодневным после сорокадневного поста воскресли от смерти греха.
Седмица Ваий предваряет великую Страстную неделю. К этому времени постящиеся привыкли к ограничениям и проблем с самочувствием, как правило, не бывает. По церковным канонам, верующие едят постную пищу, каждый день читают Евангелие, очищают душу молитвами и посещают храмы.
В среду, 24 апреля, и в пятницу, 26 апреля, служится литургия Преждеосвященных даров.
В пятницу на седмице Ваий святая Четыредесятница кончается, мы стоим в преддверии Страстной седмицы.
«Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоея просим видети Человеколюбче, еже прославити в ней величия Твоя, и неизреченное нас ради смотрение Твое», - поет Церковь в этот день.
В этот день оканчивается Святая Четыредесятница, но еще не закончился Великий пост, и Святая Церковь готовится к празднику Лазаревой субботы и Входа Господня в Иерусалим, а затем и к великим дням Страстной Седмицы.
Этот праздник называется Неделей Ваий (ветвей), Неделей цветоносной, а также Вербным воскресеньем — от обычая освящать в этот день вербы, которые заменяют пальмовые ветви.
В субботу Лазареву, 27 апреля, празднуется воскрешение праведного Лазаря. Церковь прославляет его как доказательство Божественной силы Иисуса Христа и как удостоверение в воскресении Христа и в общем воскресении всех умерших.
В субботу вечером, за всенощным бдением совершается освящение верб.
На трапезе в этот день разрешено вкушение рыбной икры.
Воскресенье, 28 апреля — Вход Господень в Иерусалим, Вербное воскресенье, посвящено воспоминанию торжественного Входа Господня во Иерусалим, куда Он шел для страданий и Крестной смерти.
Страстную седмицу и предшествующие ей праздники – Неделю Ваий и субботу Лазареву – нужно отличать от Великого поста. Лазарева суббота и Вербное воскресенье служат переходом от Четыредесятницы к Страстной седмице. Святая Четыредесятница – это время подготовки, а Страстная – это уже не пост, а цель поста, то, к чему мы готовились, и в чем мы должны, подготовившись и потрудившись в меру своих сил, участвовать.