Потомок хана Гирея и мастер золотой эпохи: о жизни Владимира Киреева | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Потомок хана Гирея и мастер золотой эпохи: о жизни Владимира Киреева

8464
7 минут
Потомок хана Гирея и мастер золотой эпохи: о жизни Владимира Киреева

Фото автора, а также из личного архива В. Киреева

Выставка живописи «Встреча» художника Владимира Киреева в Государственном музее искусств РК имени Абылхана Кастеева завершила свою работу. Это была юбилейная ретроспектива - более 50 живописных полотен - посвященная 80-летию художника.

Помимо превосходного художественного достоинства картин, в экспозиции зрителей привлекало и то обстоятельство, что автору 80 лет – он участник и свидетель практически столетней истории страны.

Владимир Киреев - член Союза художников РК с 1974 года, обладатель медали «Ветеран труда» (1988). В его работах отражена смена эпох. Для посетителей выставки это была встреча с самим временем, его течением.

Владимир Киреев с коллегамиВладимир Киреев с коллегами

На презентации перед открытием выставки искусствоведы представили вклад Владимира Андреевича Киреева в развитие казахстанского искусства. А он сам хотел посвятить гостей в историю собственной жизни, ключевые ее эпизоды. Художник хотел высказаться, сказать о чем-то главном для себя и для тех, кто пришел на открытие.

Владимир Киреев в горахВладимир Киреев в горах

Окончив академию искусств имени И. Репина, молодой Владимир Киреев стал художником-многостаночником. Это были семидесятые годы, страна в составе СССР жила «пятилетками» – пятилетними планами развития народного хозяйства. В движение были вовлечены все сферы общественности. В том числе художники. Мечтающий писать портреты Киреев не мог заниматься любимым делом – нес общественную нагрузку в должности секретаря худсовета в секции живописи. И тем временем автор зарабатывал на производственных объектах.

Портрет А. Джангильдина 1985 годПортрет А. Джангильдина 1985 год

Писал работы по заказу парторганов. Иные из картин, дорогие для автора, затерялись. Такие полотна, как портрет народной артистки Казахстана, солистки Оперного театра Эры Епонешниковой и портрет Кенена Азербаева, народного акына КазССР. О чем до сих пор сожалеет автор.

Пленэр на кабальных условиях

Художник остановился наиболее подробно на одном из событий жизни. Сообщил, что после 2000 года они с коллегами организовали выставку, часть полотен продали, собрали деньги, поехали в Прагу, сделали там выставку, и в Будапеште. В этих городах зарубежный спонсор организовывал пленэры для советских художников. Владимир Киреев в них участвовал:

«Я там написал около 100 работ, но по условиям проведения пленэров, работы спонсор все оставил себе. Так ничего нам не отдали, не заплатили, не дали нам заработать. Но время было такое. Я сейчас вспоминаю, в девяностых годах закрылся Художественный фонд, и художники - 300 человек - остались без работы. Просто оказались на улице. Мы старались выживать - кто как мог».

Эпизод с пленэром за границей подкосил Владимира Александровича. Для него и для всех участников заграничных творческих туров было испытанием пережить подобное. Да, они знали условия участия – картины остаются организатору. Но живописцы полагали, что им все же заплатят за работу – хотя бы по минимуму.

В Ботаническом саду 2022В Ботаническом саду 2022

Ермек Жангельдин, искусствовед, историк искусства пояснил:

«Много было разных "деятелей", которые крутились в 90-е, в начале 2000-х вокруг художников. Пользуясь наивностью и доверчивостью мастеров. Время было непростое. Европа казалась недосягаемой для представителей нашего цеха. Они не зарабатывали тогда достаточно для поездок за границу. Скупали произведения за бесценок! А некоторым не платили вообще! Кормили обещаниями!»

В парке 2007 г.В парке 2007 г.

Владимир Киреев поведал, что после 2000 года так и не выбрал себе какой-то определенной темы:

«Да и особо не писал. Вы же сами понимаете, мы живем в такое очень сложное, тяжелое время, которое каждый по-своему переживает».

Творческая биография живописца, по его словам, делится на разные эпохи - один период – это семидесятые-восьмидесятые, другой – девяностые и двухтысячные годы. После 2000 года Владимир Киреев занимался пейзажами, делал небольшие полотна. Которые и по сей день пишет.

Молодой Абай

Одно из творческих достижений Владимира Киреева – образ Абая. Но портрет народного поэта, философа вызывал противоречивые чувства у советских функционеров от искусства – на полотне они увидели молодого, мятежного поэта. Владимир Киреев объясняет это так:

«Портрет Абая - не канонический. Вы читали назидания Абая – семидесятого года издания?

АбайАбай

Он достаточно жестко говорит о своем народе. Последующие слова назидания были более мягкие. И на основе этого наследия, с которым я познакомился в семидесятые годы, я и создал этот образ. Известно, что Абая избивали: людей злило то, что именно он писал о них. Говорил правду, выдвигал передовые идеи, призывал соотечественников избавляться от пороков.

Абай подходил критически к событиям, которые наблюдал. Считаю, что его преследовали и убили. Не утверждаю этого, но так могло произойти». Художники – пророки. Может быть, Владимир Киреев и прав? Теперь - сквозь толщу времени – трудно понять, что является истинным в биографии Абая Кунанбаева, а что – легенда».

Представитель золотого века живописи

С Владимиром Андреевичем Киреевым искусствовед Ермек Жангельдин вместе шел по жизни:

«Варились в одном нашем художественном водовороте и всегда относились друг к другу с большим пиететом. Нас осталось немного людей из современников, которые помнят наши годы – семидесятые, восьмидесятые. Вспоминая это время, я вижу молодого, красивого, мятежного, как юный Абай, Владимира Киреева – он ходил с раскрытой грудью, высоко поднятой головой. Ведь он – потомок крымских ханов Гиреев (фамилия трансформировалась потом в «Киреев»). Гиреи, властелины Крыма, передали своим наследникам эту стать, высоко поднятую голову».

Работы КирееваРаботы Киреева

Есть удивительная точка на нашей земле – город Кульсары Жылыойского района Атырауской области, место, где впервые на казахстанской земле забил нефтяной ручеек. Место манило Гитлера, в сороковые годы прошлого столетия он планировал захватить этот нефтеносный уголок Казахстана. Кульсары знаменит тем, что на протяжении столетий продолжает заявлять о себе не только как нефтеносный край, но и в литературных произведениях, и в картинах.

В залеВ зале

Искусствовед Ермек Жангельдин объясняет талантливость Владимира Киреева причастностью к этому региону:

«Владимир Киреев – выходец из Кульсары, пустынного, степного места. Но именно отсюда вышли такие крупные личности, как основатели казахстанского искусства – Шаймардан Сариев, Мухит Калимов, Макум Кисамединов. В этом ряду жемчужина нашего изобразительного искусства – Владимир Киреев.

Девушка на голубом 1978 годДевушка на голубом 1978 год

Он прошел большой путь, и на протяжении своей творческой жизни являет преданность реалистическому искусству, классическому отношению к живописи как таковой. Сохранение подобных ценностей на протяжении всей жизни достойно высочайшего уважения. Владимир Киреев – представитель «золотого века» живописи Казахстана».

Родом из детства

Владимир – дитя смешанного брака. Мама у него русская, папа – казах. Что не новость для нашей страны. Но по ментальности Владимир Анатольевич считает себя русским. Работы художника отражают его атеистическое время, герои полотен – народные герои, известные люди Казахстана, запечатлел алашординцев. Но, по его признанию, он размышлял о сакральной стороне жизни. Для него всегда реален абсолютный разум, что и есть Создатель. Владимир Киреев считает, что живая природа и есть Бог:

Терренкур 2018 г.Терренкур

«Нас окружает жизнь – живая – в природе, даже в неодушевленных вещах. Мир зиждется на любви. Человек в эпицентре любви, в эпицентре красоты. Красота представляет собой идеологию, одно из ее проявлений».

Как Владимир Андреевич верит в Бога, также сильна его в людей. Надеется, что они остановятся и перестанут уничтожать друг друга. Эта надежда воплощена в полотне «Встреча в Берлине, 1985 год».

О своих родных художник рассказывает с уважением и почтением:

«Мои родные - интеллигентная семья, жили в городе Ананьево на Украине. Этот городок имел статус – в царское время это значило, что там останавливались российские войска, казачество. В городе была гимназия, медицинские учреждения. Братья по маме, мои дядьки, они все участвовали в Первой мировой войне. Родные служили. Старший брат прабабушки служил в царской армии в офицерском звании, средний ее брат - в казачьих войсках. Есть семейное фото – где он заснят в окопах».

Я призываю силу, она нисходит

«Моя мама после утверждения советской власти моталась по свету. Потом приехала в Казахстан и вышла замуж за казаха. Мама русская, я полностью у неё воспитывался.

Портрет мамы 2004 г.Портрет мамы 2004 год

С отцом не общался, он исчез из нашей жизни. Я всю жизнь был с мамой. С детства - христианин, православный. Меня крестили в местной церкви в Гурьеве», - говорит мастер.

Старый город. 2008Старый город. 2008

Верит ли в Создателя художник Владимир Андреевич Киреев?

«Безоговорочно верю. Как можно жить без этой веры? Это огромная сила. Я обращаюсь к ней, призываю, и она нисходит. Каждому человеку открывается своя возможность, чтобы взаимодействовать с этой невероятной силой», - заключил Киреев.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...