Сабур Мамбеев
Портреты, созданные Сабуром Мамбеевым, – это тонкий диалог художника с людьми, со временем и с самим собой. Удивительна палитра мастера – сдержанная, в полутонах. Мягкие пастельные оттенки настраивают на очень личный диалог – вполголоса, почти шепотом.
Графика его почти условна. Сабур Мамбеев, всматриваясь в лица, фигуры людей, старается увидеть нечто надтелесное, то бесплотное, что составляет душу, сердце человека.
Справка
Сабур Абдурасулович Мамбеев - известный советский и казахский художник, заслуженный деятель искусств КазССР, живописец. Звания Народного художника Казахской ССР был удостоен в 1980 году. Родился 1 мая 1928 в селе Абай Сарыагашского района, Южно-Казахстанской области, КазССР.Выпускник Алматинского художественного училища имени Н.В. Гоголя. В 1953 году завершил учебу в Ленинградском (ныне Санкт-Петербургском) институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина при Академии Художеств Советского Союза Педагогами Сабура Мамбеева были В.Анисович, Б. Фокин, М. Авилов. В 1956 году стал членом Союза художников Казахстана и Союз художников СССР.
С 1953 по 1956 годы был преподавателем Алматинского художественного училища имени Н.В. Гоголя.
Ушел из жизни 1 августа 2017 года, находясь на отдыхе в Алматинской области.
Произведения Мамбеева в основном хранятся в Государственном музее имени А. Кастеева. Картины «В горах» (1957г.), «У юрты» (1958г.) Сабур Мамбеев участвовал во множестве выставок с 1950 года.
Зрители в зале
На открытие выставки пришли люди, которые знают и продолжают любить художника, покинувшего наш мир в 2017 году. Их высказывания – это тоже диалоги с Сабуром Мамбеевым, будто он может слышать нас.
Жанна Мамбеева – дочь Сабура Абдурасуловича Мамбеева
Жанна Мамбеева – дочь художника Сабура Абдурасуловича Мамбеева:
«Эти работы из личной коллекции нашей семьи, которую мы собирали на протяжении всей его жизни. Папа был очень скромным человеком, только в свои 85 лет он сделал персональную выставку. Много работал «в стол» – в мастерской, поэтому у нас сегодня собралось более 100 его работ – разных жанров и направлений. Одно из них – портретная живопись.
Папа никогда не был конъюнктурным человеком. Выходцы из Советского Союза помнят, какая конъюнктурщина существовала в то время. Он не писал официальные вещи, портреты членов Политбюро, почетных хлеборобов. У отца много жанровых работ, связанных с его поездками на этюды, в степь, где он писал в том числе степняков, животноводов, но в иной стилистике, не официальной. Он писал по велению собственной души.
Фото 4. Автопортрет,1985 г. (слева), Портрет внука, 2009 г.(справа)
В портретах папы запечатлены не только родственники (всегда трудно заманить позировать людей), но и те, кто его окружал – медсестры, библиотекари, даже уборщицы. И эти портреты всегда были приглашением к размышлению. Папа занимался общественной деятельностью – был несколько лет заместителем председателя Президиума Верховного Совета КазССР Саттара Имашева, влиял на всю социально-культурную политику страны.
Он построил Музей искусств имени Кастеева. Он активно трудился в течение дня, потом вечером возвращался домой и работал над картинами. Он прожил 89 лет, и до последнего дня работал в мастерской – приходил туда в 10.00 утра и уходил вечером в 18.00. Он был интровертивным, вдумчивым человеком, замкнутым. И эта интровертивность и стала особенным стилем его живописи».
Аскар Есенбаев
Аскар Есенбаев, скульптор, считает себя последователем Сабура Мамбеева. Он назвал Мамбеева ярким представителем искусства Казахстана, настоящим «маэстро», мастером:
«Может быть, когда-нибудь я напишу книгу, в которой очень много страниц будет посвящено такому явлению, как Мамбеев. Он достиг в своем мастерстве уровня Матисса, если сравнивать с иными сферами искусства – то он подобен создателю «Божественной комедии» или авторам барочной музыки».
Скульптура Аскара Есенбаева Пророк. Фарфор. 1977 г
Аскар Есенбаев подчеркивает:
«Сабур Мамбеев всегда следовал натуре. И натура – это данность, которой мы следуем. Скульптор это видит в объемах, график – в линиях. Живописец – в цветовой симфонии, в цвете. Вы увидите в этой выставке портретов, что они возникли – из небытия, художник создал целую вселенную, зрители могут обогатиться этим знанием.
Скульптура Аскара Есенбаева Станьте как дети. 2006 год
Я счастлив, что в Казахстане есть глубоко казахский живописец – в ряду других гениев нашего народа. Потому что ни русские, ни американцы не могут этого создать, потому что это может сделать только он. На таких людей, как Сабур Мамбеев, можно опираться, он относится к титанам».
Баян Барманкулова
Баян Барманкулова, искусствовед, ярко представляет, как происходит контакт, общение художника и модели во время написания портрета. По словам искусствоведа, небольшая выставка портретов дает возможность понять, как художник смотрел на визави.
Сауле (слева). Мадина в красном (справа) 1970 г.
Барманкулова погружается в творческий метод Мамбеева:
«Художник, вглядываясь в лицо, пытается уловить не только оболочку, хотя иногда ты понимаешь, что живописец на тебя смотрит так же, как он смотрит на яблоко, если он делает натюрморт, или как на цветы, когда их пишет. В сущности, какое-то время он рассматривает тебя как предмет, не как субъект, который полон великих мыслей. Он смотрит именно на объект, потому что все субъектное прячется за физической оболочкой.
И нужно эту физическую оболочку наполнить - и тем, что ухватил художник, увидел в Другом. И, кроме того, цветом обозначено то, как ты, личность-художник, воспринимаешь Другого. Это достаточно сложная работа, пожалуй, самое сложное в искусстве. Гегель говорил, что «все искусство движется к портрету», потому что нет более сложной темы как человек, и для того, чтобы сказать о нём с помощью цвета, надо немало понять и потрудиться.
Арлан, брат жены 1964 г.
Сабур Абдурасулович останавливается на этюдах в изображении человека, как будто бы это нечаянно незавершённая вещь. Но я предполагаю, что это была сознательная незавершенность. Вы же знаете, что есть романы, где нет конца, что невозможно поставить точку в биографии в истории тех или иных людей…»
Диалог с художником
Искусствовед приглашает задуматься: а что такое время? На примере портретной живописи Сабура Мамбеева:
«Когда художник стал писать – не раздельными мазками, а этакими цветовыми выплесками, то возникает определенное ощущение. С одной стороны, мы видим, что эта целостная фигура, но еще незавершенная. Но, с другой стороны, возникает ощущение приостановки времени. Вспыхнуло некое чувство, эмоция, нанесена краска, потом - как будто бы есть остановка, потом ещё одно пятно… И, таким образом, время, в которое художник пишет, сначала рассматривая другого человека, а потом продолжает писать, и это время остается на полотне».
Диана. 1975 г.
Баян Барманкулов как аналитик, эксперт в области живописи понимает, что именно таким образом побеждается статика. Краску положили, она себе лежит десятилетиями. И эта статика положенной краски как будто преодолевается разорванностью формы, движением чувства, движением мысли. Как будто бы туда входит сама жизнь.
Конечно, и художнику, и искусствоведу может возразить неискушенный зритель: «Но ведь на полотне остановлено лишь одно мгновение». Баян Барманкулова соглашается:
«Да, все относительно, разумеется. Это в кино все двигается, а на холсте все навсегда остановлено, и меня всегда это поражает. Хотя должно бы уже перестать поражать – столько лет я занимаюсь изобразительным искусством - но все-таки всегда поражает: почему у одного художника, который взялся вроде бы ту же самую задачу решить, время остановлено, а у другого время наполнено жизнью, нечто происходит: что-то движется из точки «а» в точку «б».
Зрители - всматриваются в остановленное время на полотне С. Мәмбеева
Я думаю, поскольку Сабур Абдурасулович был не только талантливым колористом, но и умным человеком, он перестал пытаться остановить человека в его развитии. Поставлена задача сделать похожим и все? А он предложил и себе, и зрителю все время искать продолжение человеческой судьбы».